Свердловская областная организация ВОИ

Илья Попенов

"Парашютисты" в Севастополе

С 19 по 23 сентября 2018 года мы с товарищами из клуба "Парашютисты" участвовали в Третьем российском конгрессе людей с инвалидностью, который проходил в прекрасном городе Севастополе. Поездка была очень интересная, яркая, насыщенная, но трудная. К сожалению, не у всех была возможность приехать, и мы представляли весь наш коллектив.
Получили массу впечатлений и эмоций, обрели новые знакомства и о себе рассказали.
Новый аэропорт Симферополя - очень красивый, просторный, современный. Что интересно, стены изогнутые, в форме морской волны. Удивительная архитектура! В самом здании стоит огромная живая стена из разных растений.
Ещё нас позабавил робот - стажёр Денежкин, который обитает в аэропорту у входа в отделение банка и развлекает пассажиров. Мы долго беседовали с ним, пытаясь понять друг друга.
Построили новый аэропорт очень быстро - когда мы уезжали из Крыма в прошлом году, стоял один остов. А тут такая красота!
Из симферопольского аэропорта нас на большом автобусе повезли в Севастополь на открытие мероприятия. Видели из окна, как на пути из крымской столицы тут и там строятся дороги, развязки, подстанции - работа кипит, жизнь бурлит.
Старшей в нашем автобусе была девушка-волонтёр с необычным именем Ава. Вообще замечательные девушки-волонтёры были с нами на протяжении всего конгресса. Сопровождали в автобусах, на экскурсиях, встречали, помогали на мастер-классах. Спасибо им. С некоторыми общаемся и сейчас.
Так как автобус задержался, а ехали долго, то на обед опоздали, и нас привезли сразу на Приморский бульвар, где проходила регистрация участников. Зарегистрировавшись, купили пару булочек, перекусили. Вкусно, но мало.
После регистрации здесь же, на летней эстраде под открытым небом, которую местные ласково называют Ракушкой, состоялось торжественное открытие конгресса. Организаторы и гости произносили приветственные речи, выступали творческие коллективы из Севастополя и городов участников конгресса - с инвалидностью и без неё. Было общее фотографирование.
Вообще, в мероприятии участвовали представители многих городов России, больше всего народу было из Екатеринбурга и Свердловской области. Приехали и зарубежные гости - общественные деятели из Германии, Франции и Кении. Встретили немало знакомых по Первому всемирному конгрессу в Екатеринбурге.
Среди выступающих нас особенно удивил незрячий барабанщик с маленьким сыном. Очень классное выступление! Под эту музыку зажигательно танцевал кенийский гость Патрик Музунгу, видимо, почувствовав в этих ритмах что-то родное, африканское.
После церемонии нас наконец-то накормили ужином в трактире и отвезли на базу отдыха имени Мокроусова, где нам и предстояло жить.
Там нас ждал неприятный сюрприз. Территория Севастополя - это множество мелких бухт и разной крутизны гор. Вот и наш пятиэтажный корпус располагался на холме, по крутому склону которого может без проблем взобраться автобус или лошадь, но не инвалидная коляска. На мой взгляд, организаторы при подготовке такого специфического мероприятия должны были учесть эти нюансы, чтобы было удобно различным категориям инвалидов: и незрячим, и глухим, и колясочникам; либо, если это невозможно, не принимать заявки от участников на колясках. Благо, наши номера находились на первом этаже, и в них можно было попасть, заехав по пандусам, которые находились на балконах пустующих крайних номеров на этаже. Но склон основательно подпортил впечатление - всегда приходилось просить помощи у прохожих, если они были рядом.
Наш второй день начался с экскурсии на 35-ю береговую батарею. Это большой музейный комплекс, посвящённый героям обороны Севастополя в 1941-42 годах, во время Великой Отечественной войны.
Батарея - это крупное фортификационное сооружение, где жили и сражались защитники города. Она уходит на много метров под землю. Целый подземный город, состоящий из множества казематов, катакомб, лазаретов.
Это была неприступная крепость, отразившая не одну атаку фашистов. Никакие пушки, даже знаменитая сверхтяжёлая "Дора", не могли пробить защиту 35-й батареи. Когда советские войска вынуждены были оставить разрушенный город, защитники Севастополя держались здесь ещё три недели. Увы, все они были обречены. Их хотели эвакуировать, но эвакуация сорвалась - в решающий момент, когда пришёл пароход с Кавказа, из-за страшной давки обрушился причал, и большинство людей утонули, не добравшись до спасения. Это был настоящий ад.
Большинство из них погибли, а кто остался в живых, стали военнопленными в концлагерях, которые фашисты организовали здесь же.
Экскурсия завершилась в Пантеоне памяти. Это большое круглое здание, на внутренних стенах которого написаны имена героев, которые удалось установить. Тысячи и тысячи имён защитников Родины, среди которых каждый может отыскать своих однофамильцев, а может, и родственников. А сколько ещё безымянных героев...
Потом, когда в большом зале в центре Пантеона гаснет свет и на стенах появляется инсталляция - ночь, звёздное небо, и каждая звездочка превращается в фотографию, и эти лица незнакомых людей сквозь время смотрят на тебя, в самую душу твою, - ощущаешь эту боль, понимаешь, что благодаря их подвигу и отваге других защитников ты сейчас живёшь на белом свете. Сильнейшее впечатление. До слёз, до мурашек. Находясь там, больше ценишь жизнь.
Жаль, что внутри запрещено снимать.
Что важно, экскурсионный маршрут полностью доступен для колясок. И на воздухе, и под землёй. Спасибо создателям музея и организаторам конгресса.
После экскурсии мы обедали с президентом. На фасаде столовой, что у входа в музей, во всю стену красуются граффити: улыбающийся Путин возле очертаний Крымского полуострова в цветах российского триколора. Кстати, я заметил, что это единственный портрет президента, который мы видели в Крыму за пять дней. В прошлые годы они были на каждом шагу.
После обеда все участники конгресса приехали в парк Анны Ахматовой, который открыли недавно на берегу Песочной бухты.
Там есть пляж, большой и красивый. Был отдых на море, а потом серия мастер-классов. Кто смог, конечно, искупался, но мне этого сделать не удалось, потому как пляж не приспособлен для колясок, да и времени было немного - нас быстро позвали участвовать в познавательных развлечениях, которые проходили тут же, на открытой площадке, на возвышении, над самым морем.
Ещё задолго до конгресса организаторы предложили мне активно участвовать в мероприятии и провести свой мастер-класс. Я загорелся этой идеей и подготовил большую презентацию в программе PowerPoint о нашем журнале "Свободный полёт" - его авторах, редакторах, об истории, достижениях и планах на будущее. Предполагалось, что мастер-классы пройдут в помещении, где будет необходимое оборудование - ноутбук, проектор и экран. Но что-то изменилось, и вместо помещения всё проходило на морском берегу. Из оборудования принесли только ноутбук.
Поскольку у меня проблемы с дикцией, мне помогала Наталья Георгиевна, директор нашего клуба "Парашютисты". Около часа мы с ней рассказывали о журнале и о клубе, изредка поглядывая в ноутбук. Стояли на площадке, где-то сзади плескалось море, а впереди нас, как на ступенях амфитеатра, сидели зрители. Надеюсь, было интересно.
После нашего выступления каждый желающий смог получить в дар свежий номер "Свободного полёта". Другие мастер-классы были тоже интересные. Психолог Юлия Бугреева рассказывала про счастье, коуч и бизнес-тренер Алена Оношко раскрывала премудрости нетворкинга, незрячая девушка учила общению в темноте. Программа была насыщенной и полезной.
А после всех мероприятий в парке поехали на нашу базу Мокроусова, где был вкусный ужин, а после него дискотека, на которую мы, уставшие за день, уже не пошли.
Третий день конгресса был целиком посвящён учёбе. "Учись" - девиз этого дня, тогда как прошлый день был посвящён отдыху (правда, наши многочисленные переезды и мастер-классы отдыхом можно назвать с натяжкой). И мы учились. Сначала послушали панельную дискуссию в клубе "Корабел". Выступающие участники делились своим опытом в обучении - как со стороны студента, так и со стороны преподавателя. Люди из разных городов и стран рассказывали, чего достигли, с какими проблемами сталкиваются. Меня поразило, как мало людей с инвалидностью в мире и в России имеют высшее образование. Точную цифру не запомнил, но поступают в вузы порядка пятнадцати процентов, а заканчивают и того намного меньше - около пяти. Мне всё-таки невероятно повезло, что я окончил университет и уже несколько лет работаю по специальности, пусть и удалённо.
После дискуссии все разъехались по разным мастер-классам, заранее выбранным. Я выбрал для себя тренинг психолога и бизнес-тренера Алёны Оношко "Лаборатория идей, или Как заработать на креативе". Мы познакомились с интересным методом рождения идей, а также узнали, чем отличается творчество от креатива и как это применить в реальной жизни. Такие встречи помогают посмотреть на, казалось бы, обыденные вещи по-новому.
После обеда в Общественной палате Севастополя состоялся ещё один мастер-класс, и вела его снова Алена Оношко. Когда я выбирал его дома, там не было указано имя мастера. Вот такое совпадение. Или не совпадение?
Мы изучали алгоритм создания бизнес-плана. Нас было мало, и мастер-класс прошёл, можно сказать, в индивидуальном формате. Удалось посмотреть на наши идеи и профессиональную деятельность как на бизнес. Неожиданный взгляд. Но интересный.
После ужина на базе Мокроусова состоялось ещё одно радостное событие - любящая пара из Свердловской области сыграла свадьбу. Ребята не слышат. Но это не мешает любить. Правда, вопреки обещаниям, на торжество пригласили не всех участников, а узкий круг друзей и организаторов. Зато потом в баре была дискотека, где под весёлую музыку танцевали все, кто хотел и мог, в том числе и мы.
Заключительный день конгресса проходил под девизом "Влияй!". Правда, как влиять, я так и не узнал - не очень хорошо себя чувствовал, и поэтому на панельную дискуссию вместе со всеми мы не поехали, а приехали в город позже, на такси. Погуляли по набережной, купили сувениры, сходили в кафе-бар "МОМО", в котором бываем в каждый приезд в Севастополь. Там вкусные блюда и потрясающе красивый вид на Севастопольскую бухту! Это замечательно.
На набережной сделали исторический кадр. С Аней Цыбиной мы дружим с детства. Много лет ездили в Евпаторийский детский клинический санаторий, там и познакомились когда-то. Аня из Хабаровска. Девушка ведёт активную общественную жизнь, работает переводчиком, занимается плаванием и много чем ещё. В 2017 году мы неожиданно встретились на Всемирном конгрессе людей с инвалидностью у нас в Екатеринбурге. И вот новая встреча. Как же приятно.
В рамках конгресса состоялась инклюзивная регата. Я туда не попал, но наблюдал с набережной, как белые треугольнички яхтенных парусов весело бороздят синеву бухты. Красиво и романтично.
В заключение на Ракушке состоялся торжественный концерт в честь закрытия конгресса. В официальной части организаторы и участники подводили итоги мероприятия. Нас пригласили на следующие конгрессы в 2019 году: африканский в Кении и российский - в Калининграде. Хочется везде.
На закрытии были и концертные номера. Талантливые детские и взрослые коллективы радовали зрителей своим творчеством. Танцы, песни. Здорово!
Особенно понравился артист, замечательно исполнявший песни Муслима Магомаева. Даже голос похож. Не запомнил имя, к сожалению. "Я смогу держать в ладонях солнце", - разносилась над Приморским бульваром торжественная песня. Дай Бог нам всем это смочь.
Ближе к концу наступил торжественный момент: все участники конгресса вышли на сцену и в знак исполнения мечты запустили в небо воздушные шары. И я там был.
И в самом-самом финале церемонии для нас выступили девочки из театра танцев "Тодес". Красивый зажигательный танец, невероятная энергия детства, азарта, творчества и свободы! Люблю такое. Было очень здорово!
На следующий день после завтрака мы немного погуляли по территории нашей базы, дошли до моря и обратно и стали собираться в дорогу. В районе обеда наш автобус выехал за ворота. Чтобы не заскучать, мы пели. В дороге, да в хорошей компании без песни никак. А в старинных песнях, советских, времён Гражданской войны и комсомольских, такой мощный заряд, такая энергия, вера в светлое будущее! Весело ехали, в общем.
Только приехав, мы обнаружили, что нам положили с собой ланч-боксы с обедом. Время позволяло, и мы устроили пикник прямо в сквере напротив здания аэропорта, на свежем воздухе. Рядом стоял знак в виде сердца "Я люблю Крым", с которым грех было не сфотографироваться. Крым я на самом деле люблю.
Конгресс закончился, но знания и впечатления остались. Благодарю организаторов мероприятия, друзей, которые поддерживали меня, и особенно мою маму, без которой бы эта поездка не состоялась. Спасибо авиакомпании "Уральские авиалинии" за предоставленные скидки на билеты.
Чувствую, что когда-нибудь вернусь, и, возможно, не раз. Потому что Крым - это судьба.