Свердловская областная организация ВОИ

ВЕСТИ ИЗ МЕСТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Путешествие

"Побывать в Тобольске я хотела давно"

Ветер утренний голову студит,
А по буквам - лучи на заре,
И роднее мне, чем в Голливуде,
Эта надпись "ТОБОЛЬСК" на горе.

Прогуляюсь по улицам дивным,
Белоснежность увижу Кремля,
Что в речной отражается сини,
А за речкой - леса и поля.

Постою, попрощавшись, на склоне,
Синь впитаю и ширь Иртыша,
О Сибири споют мне вагоны,
Как привольна, и как хороша!

С удивительным городом древним
Коротка моя встреча была,
За окном замелькали деревни,
Закивали вослед купола.

Побывать в Тобольске я хотела давно, да как-то не получалось. И тут такая возможность. И вот: билеты куплены, отель забронирован, маршрут утверждён, экскурсии заказаны. Итак, мы едем. Путешествие наше продолжалось с 22 по 25 мая. Но за эти 4 дня мы успели посмотреть столько, что местные тоболяки удивлялись.
Утром, сразу же по прибытию, добравшись до гостиницы, мы сдали вещи в багажную комнату и пешком направились к Кремлю, (благо жили мы в шаговой доступности до исторического центра), где в 11 часов у нас была запланирована встреча с экскурсоводом для проведения пешеходной экскурсии по старому городу.
Величайший памятник истории - единственный в сибирских краях каменный Кремль, так называемая жемчужина Сибири. Ну и, конечно же, в Тобольске находится целая куча архитектурных памятников и музеев.
Экскурсовода мы подобрали ещё будучи дома, заранее, т.к. хороший экскурсовод просто необходим. Наша Александра Романовна одна из лучших, профессиональный гид с многолетним стажем, рассказывала подробно и интересно о возникновении города, о его историческом прошлом, о его статусе как столице Сибири, и о его сегодняшнем дне. Провела нас по всем значимым местам исторической части: по территории Кремля, по всем храмам, по Гостиному двору и лавочкам, где торгуют сувенирами и всякими милыми пустяками, чтобы туристы могли увезти с собой какие-нибудь вещицы как воспоминания об этом знаменитом городе.
И хотя погода была к нам не совсем расположена - лил дождь на протяжении всей почти 3-х часовой экскурсии, и ветер дул не уставая,- мы не обращали внимания на непогоду, ходили за гидом и внимали каждому её слову. А послушать было что… Немного истории…

Тобольск основан летом 1587 года на реке Иртыш, на древнем важнейшем пути из европейской России в Сибирь. Поставил град Тоболеск на Троицком мысу воевода Данила Чулков при царе Федоре Иоанновиче.
В 1590 году Тобольск становится столицей Сибири. Через Тобольск не только Россия, но и весь европейский мир открывали дорогу на Восток, куда стремились по океанам корабли голландцев, англичан, португальцев. В то время каждый образованный европеец о России знал, что в этой державе есть Москва - старая столица, Санкт-Петербург - столица новая и Тобольск - столица Сибирская. Через Тобольск проходили торговые пути из европейской части России в Китай и Среднюю Азию.

Кремль стоит на высокой горе в центре города и виден со всех его концов. Гора рассечена пополам глубоким оврагом, по которому проложена дорога наверх. Дорога представляла собой деревянную лестницу о 198 ступенях (1671 год постройки) и упиралась в Дмитриевские ворота Кремля, за которыми превращалась в булыжную мостовую. Эта дорога называется Прямской или Софийский взвоз и является главным входом в Кремль. Стены оврага укреплены камнем. Таким образом, путник, идущий в Кремль идёт по 110-метровому ущелью в окружении стен, высота которых доходит до 15 метров! Кремль располагается по обе стороны от взвоза. Справа - Софийская часть, центр духовной жизни; слева - Вознесенский город, с дворцом наместника. С востока Кремль отделён от сада Ермака таким же оврагом-взвозом по имени Никольский, с запада - крутым откосом.
После экскурсии, чуть промокшие, чуть усталые, но довольные, мы возвратились в гостиницу и получили ключи. С жильём нам очень повезло, комнаты просторные, все удобства в номере, на четверых просто роскошные апартаменты. Была и столовая на этаже, где можно было перекусить и поболтать вечерком за чашкой чая. Вечером того же дня у нас состоялся коллективный поход в драмтеатр, где мы послушали концерт хоровой капеллы Тюменской филармонии. Сам театр нам безумно понравился, небольшой, меньше нашего, но такой стильный, удобный зал, модерновые люстры в виде пузырьков воздуха, кресла в виде театральных масок - всё это создает ощущение воздушного пространства, объёма и строгой красоты. Мы дружно бросились на фотосессию. Не могу не привести ее итоги…
Как и туда, так и обратно, мы - половина нашей команды - шли пешком по городу, глазели по сторонам и отмечали , что как тут чисто и просторно: улицы широкие, движение по дорогам небольшое, пробок нет, люди идут спокойно, никто никому не мешает… Вот мы поравнялись с одной из достопримечательностей - Завальное кладбище, где похоронены многие известные люди: отец Д.И. Менделеева - он служил директором местной гимназии; замечательный сказочник, писатель и певец родного края П.П. Ершов (кто из нас не читал в детстве его Конька-горбунка?); декабристы, которые работали здесь, будучи в ссылке…
Завальным кладбище называется потому, что расположено за валом, т.е. за стеной. В последний день перед отъездом мы посетили его, осмотрели могилы знаменитостей, зашли в местную часовню и даже послушали экскурсию, которую проводили для группы студентов пединститута, узнали многие любопытные факты из истории города и горожан того времени. А сегодня уход за историческими памятниками возложен на организации и предприятия города, чтобы содержать могилы в порядке, вот так-то… Очень полезное дело, достойное подражания, не так ли?
На второй день у нас состоялось путешествие в прошлое славного "града Тоболеска", мы отправились на экскурсии по музеям. Первым посетили Тюремный замок, просто приобрели входные билеты (пенсионерам - бесплатно) и перенеслись в прошлое, в тюрьму, где в своё время сидели декабристы, писатель Короленко, а после революции было расстреляно 2 500 человек. Тобольская тюрьма считалась одной из самый строгих, мы прошлись по коридорам, заглянули в камеры, одиночки, общие, в молельные комнаты. Здесь воссозданы те условия, как было в ту далёкую эпоху, даже манекены в тюремной одежде сидят в углу, как живое напоминание тех лет. Спустились в подземный ход, откуда пахло сыростью и веяло могильным холодом. Жуть… Почитали плакаты на стенах, где даётся подробное описание всех экспонатов. Интересно, всё понятно и без экскурсовода.

Путями опалы и изгнания проходили здесь представители русской знати, участники дворцовых переворотов: А.Д. Меньшиков, князья Долгорукие, канцлер А.Остерман, фельдмаршал Бирон, Миних. Здесь отбывали ссылку 15 декабристов, семеро из которых покоятся на Завальном кладбище: С.Г. Краснокутский, А.П.Барятинский, В.К.Кюхельбекер, С.М.Семёнов, А.М.Муравьёв, Ф.Б.Вольф, Ф.М.Башмаков. На Завальном кладбище похоронены жена А.Н.Радищева Е. Рубановская, отец Д.И.Менделеева И.П.Менделеев. Здесь покоится прах украинского поэта-революционера П.А.Грабовского, поэта Давыдова, А.А. Дунина-Горкавича - исследователя Сибири, действительного члена императорского русского географического общества. По пути в ссылку в Тобольске останавливались А.Н.Радищев, Ф.М. Достоевский, Н.Г.Чернышевский, В.Г.Короленко.

Чуть позже мы посетили выставку декораций, которые были сделаны для съёмок фильма "Тобол", премьера которого ожидается на телевидении осенью. Здесь собраны костюмы, оружие, макеты сражений, виселица, обоз с пушниной, которую в те времена называли "мягкой рухлядью"… Фото не очень удачные, освещения маловато…
Затем мы прошлись с экскурсией по Дворцу наместника, подивились простоте кабинетов Менделеева и Ершова, убранству "тронного" зала, где восседал наместник - губернатор, где сейчас могут сфотографироваться на троне все желающие.
Гид подробно рассказала о становлении Тобольска, как первой исторической столицы Сибири, о его значении в экономике страны, как торгового города, имеющего водный транспорт, для развития торговли с Востоком, с Китаем в частности. Оказывается, только от поставки пушнины в бюджет страны доход составлял львиную долю всех доходов!..
А кроме этого, развивались и рыболовные промыслы, и обработка дерева, и производство пеньки и канатов. Горожане хранят память о Степане Ремезове, который с сыновьями спроектировал и построил каменный Кремль и очень много сделал для развития Тобольска. История правления первого губернатора Тобольска, очень поучительна, он накопил огромные богатства, и был казнён за казнокрадство - повешен на городской площади при всём честном народе… Не воруй…

Очень много было рассказано о развитии образования. Сосланные декабристы много сделали для просвещения, организовали школы, ставили спектакли, большой популярностью пользовались местные праздники и балы у губернатора.
Затем нас повели в "Рентерею" - так называется хранилище древностей. Тут и кости мамонтов, и рога оленей-маралов - огромные!!! И чучела голов оленей и лосей, и местных птиц. Образцы древней посуды, оружие - стрелы, наконечники из камня и позже из бронзы, орудия труда - топоры, молотки и приспособления для добывания огня. Гид предложила нам попробовать добыть огонь - мы вращали палку очень усердно, но … Правда , наконечник чуть потеплел… Как же древние люди справлялись?!
После часовой экскурсии мы отправились пообедать, очень уж нам приглянулись местные трапезные - вкусно и недорого, есть выпечка и молоко от монастырей.
Потом мы гуляли по городу, любовались видом со смотровой площадки на нижний город, Подгорье, здесь новые дома строят в историческом стиле, но из современных материалов, и вид у этой части города необыкновенный, сказочный и величественный. А Иртыш несет свои воды степенно и размеренно. И хотя прогулки на кораблике еще не начались, мы не могли удержаться, чтобы не дойти до речной пристани и не переплавиться на пароме… Так здорово!!! А вечером так приятно посидеть за кружкой пива и рыбкой, а рыбка здесь знатная…
Третий день встретил нас солнцем и теплом. Мы отправились опять пешком в Нижний город на экскурсию в Музей семьи Романовых. С 13 августа 1917 года по 13 апреля 1918 года в Тобольске пребывал сосланный сюда с семьёй последний российский император Николай Второй. Восемь месяцев Романовы жили в доме губернатора, здесь же с ними жили придворный повар, медики и горничные. Музейные работники заботливо и кропотливо собирали коллекцию, здесь подлинные вещи царя Николая и царицы Александры Фёдоровны, интерьеры комнат имеют свой первозданный вид, очень трогательно подобраны детские вещи: игрушки цесаревича Алексея, рукоделие Великих княжон. Тоболяки очень трепетно относятся к этому музею и бережно следят за домом. Рядом Александровский сад и одноимённая часовня. Кругом чистота и красота.
Пока мы ходили по музею, небо пролило очередной дождь с грозой, но когда мы вышли на улицу, дождь уже перестал. И мы, решив, что на сегодня духовной пищи достаточно, поехали за телесными удовольствиями на термальные горячие источники в деревню Винокурово, поехали как белые люди на такси.
Источник известен среди дальнобойщиков как чудодейственный, байки об исцелении болезней суставов и прочей хвори не рассказывает только ленивый. Я начиталась их в Интернете предостаточно, и здесь вживую столкнулась с тётенькой, которая сидела в горячей воде, дабы вылечить свою экзему (кожное заболевание).
Но по порядку. Бассейн представляет собой вырытое и забетонированное пространство, разделенное бетонными перегородками на 3 части. В первую выливается вода из скважины 70 градусов, называется народом "суп". На мой взгляд, человек в здравом уме не должен туда лазать, но, оказывается, есть любители. На моих глазах, двое водителей средних лет, среднеупитанной комплекции залезли и сидели минут 10, после чего, вылезли, красные, но весьма довольные собой. Следующее отделение имеет температуру 48-50 градусов, здесь вполне тепло. Дальше 45 градусов - супер комфортно, в основном люди сидят именно здесь, но когда перелезаешь из второго в третье, перепад температур чувствуется особенно. И хотя медицина не рекомендует находиться в воде больше 20 минут, мы просидели по часу, потом вылезли, показалось прохладно и залезли снова.
Проведя таким образом часа два с половиной, мы поехали обратно уже на рейсовом транспорте. В этот вечер мы посетили в городе кофейню "У Ершова", где поужинали просто роскошно, меню нас приятно удивило, не в каждом ресторане есть такое разнообразие.
Особенно кофе и десерты были хороши!..
И вот настал заключительный день - мы едем в Абалак, где посетим знаменитый мужской монастырь, который гордится своей …иконой. По дороге заехали в посёлок Прииртышский, осмотрели Иоанно-Введенский женский монастырь. Послушали рассказ гида о богоугодной жизни монахинь, поставили свечи, подивились огромной территории и тому, как управляются с ней 20 монахинь-трудников (люди, которые приезжают в качестве паломников и трудятся в монастыре , им предоставляют кров и пищу), послушали тишину…
И вот, едем дальше. Вот и Абалак. Свято-Знаменский мужской монастырь. Территория очень внушительная, здесь Знаменский собор, храм во имя Николая Чудотворца, храм Марии Египетской с колокольней… Храмовый комплекс расположен на высоком берегу Иртыша, вид такой, что дух захватывает. Здесь живут 20 монахов, включая и послушников (которые готовятся стать монахами). Чистота и порядок везде. И тоже тишина и покой. Иконы очень красивые, намоленные.
Осмотрев все храмы, вознеся молитвы и поставив свечи, мы проехали до туристического центра, где посмотрели деревянный городок, построенный для туристов, где есть домик Бабы Яги и т.д. Безумно красиво! Но у нас уже не осталось времени. Однако, вот нам подарок - на воротах замка открылись дверцы и выплыли кукольные медведи и парочка танцоров, лихо отплясывая русского… Этот концерт происходит каждые полчаса, нам здорово повезло…
И вот мы в городе, теперь до отправления поезда мы свободны… Тут уже каждый может заняться, чем хочет. Мы гуляли, сходили на Завальное кладбище, попили кофе в любимой кофейне, прошлись по магазинам за подарками. И вечером уехали на вокзал. Так закончилось наше замечательное путешествие в славный город Тобольск. Во всей Сибири нет более достойного города для посещения, чем Тобольск. Когда-нибудь он вновь станет столицей, в этот раз - столицей сибирского туризма.