Свердловская областная организация ВОИ

Свердловская областная региональная организация
Общероссийской общественной организации
"Всероссийское общество инвалидов"

 

ГЛАВНАЯ > ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ > АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

 

 

 

 

 

 

 

Репортаж из Канады

Для полноценной жизни, а не для выживания

Марина в прошлом - россиянка. В1999 году перебралась с мужем в Канаду. Бежали, как она выразилась, от нищеты, в которую погрузилась её семья после обвала курса рубля. Обосновались в Ванкувере. Вместе с мужем трудилась на местном предприятии. Заработная плата была приличной. Вскоре купили дом. Жизнь складывалась замечательно. Казалось, ничто не предвещало беды. Но однажды Марина попала в автомобильную аварию и получила травму шейного отдела позвоночника. С тех пор прошло несколько лет. Но это были годы непрерывной реабилитации, годы обучения жизни по-новому. Что ей пришлось за это время пережить, как шёл процесс её социализации в стране, занимающей ведущее место в мире по приспособленности к жизни человека с инвалидностью, об этом Марина и рассказывает читателям нашей страницы:
-Десять лет назад я получила тяжелейшую травму: перелом позвоночника, шейный отдел. Ещё в реанимации слышала от медперсонала : "Вам очень повезло. Наша страна занимает первое место в мире по интеграции человека с инвалидностью в общество".
Тогда до меня не доходил смысл этой фразы. Как это так, я лежу в реанимации парализованная, никогда больше не смогу ходить самостоятельно, а они утверждают, что мне повезло. Только сейчас начинаю понимать, что мне действительно повезло. И не только потому, что несчастье случилось со мной в Канаде. Но и потому, что живём в Ванкувере, прошлый мэр которого был инвалид-колясочник, парализованный, как и я. Мне кажется, это о многом говорит. Но обо всём по порядку.


Реабилитация с первых дней

Ещё в больнице за мной закрепили социального работника, который оформлял все документы, связанные с моим новым статусом - статусом человека с ограниченными физическими возможностями. Из больницы, поскольку авария случилась в другом городе, на самолёте меня доставили в Ванкувер. И сразу в центр реабилитации. А там с первых дней начали учить жить по-новому . Одновременно мне было сообщено, что пока я буду находиться в центре, наш семейный таунхаус будут переделывать под меня и мои возможности.
В Центре мне практически каждую неделю предоставляли новую модель кресла-коляски. Это были и обычные средства передвижения, и с электроприводом, и для занятий спортом. Потом спрашивали, какая из них лучше мне подходит, какая наиболее удобная. Процесс этот шёл не один месяц. После того, как я сделала свой выбор на конкретных моделях с необходимыми для меня дополнительными опциями, заказ отправили производителю. С завода я получила кресла-коляски, подогнанные точно под меня. Замена их происходит через пять лет, бесплатно. Естественно, после соответствующей подгонки. Обслуживание и ремонт их тоже бесплатные. Кстати, кресла-коляски выдают всем, у кого есть проблемы с передвижением. Даже тем, кому в силу возраста трудно ходить. По телевизору постоянно идёт реклама о бесплатном предоставлении кресел-колясок.
Ежедневно я занималась на тренажёрах и в спортивном зале. Разрабатывала руки. Ведь после аварии я даже плечами двигать не могла. Вообще в Ванкувере спортивные залы есть практически на каждом углу. Канадцы следят за своим здоровьем. В каждом зале есть снаряды и тренажёры для инвалидов. За использование их этой категорией людей платит государство.
Пока находилась в центре, меня научили самостоятельно принимать пищу. Для этого подобрали специальное приспособление, с помощью которого могу сама держать ложку. Каждый день читали лекции, в частности, о том, какие проблемы могут возникать со здоровьем после перенесённой травмы. Рассказывали, что нужно делать, чтобы минимизировать их последствия. Информировали, какие меры социальной поддержки нам гарантированы. При этом каждому человеку, с учётом тяжести его заболевания, подсчитывали, сколько времени помощи ему будут потом оплачивать: от круглосуточного, до нескольких часов в день.
Мне, например, оплачивают уход 24 часа в сутки. Но мы отказались. Не хочется видеть чужих людей рядом. А платит государство за такой уход более чем прилично. Поэтому мой супруг сам ухаживает за мной, а ему за это платят зарплату. Между тем, в помощи я действительно нуждаюсь. Особенно в течение полутора часов утром и около часа вечером. Всё остальное время я в кресле-коляске с электроприводом.
В центр периодически большими группами привозили маленьких детей. Детсадовского возраста. Как на экскурсию. Некоторые из них даже разговаривать ещё не умели. Их водили по этажам, показывали нас и объясняли, что есть такие дяди и тёти. Просто они заболели. Так происходит здесь воспитание детей, формирование у них толерантного отношения к инвалидам.
Моя травма уровня С-5, С-6, при которой кисти рук вообще не работают. А потому для меня, словно гром среди ясного неба, прозвучало заявление специалистов центра о том, что скоро я сама буду вновь водить машину. Но как?
Выяснилось, что машину - обычный с виду микроавтобус - полностью приспособят под меня. У такого автомобиля дверь открывается с пульта, встроенная рампа управляется кнопкой. Пассажирское сидение рядом с водителем отсутствует. Инвалид заезжает на коляске за руль, и коляска автоматически пристегивается замками к полу. Пол, кстати, уже на заводе несколько опущен так, чтоб было удобно располагаться на коляске в салоне. Установлена, как мне сказали, тройная система безопасности.
Приборная панель установлена специальная, кнопки управления на ней сенсорные. Некоторые команды узлам машины будут подаваться моим голосом. Дворники включаются сами, едва капли дождя ударят по ветровому стеклу.
Такая машина выдаётся инвалиду один раз в десять лет. Но если в ней возникнут неисправимые неполадки, то её заменят раньше. Конечно, звучит, как сказка. Но так оно и есть. Государство делает всё, чтоб инвалиды ни в чём не чувствовали себя ущемлёнными. И вкладывает в этот процесс серьёзные средства.
К примеру, переделка машины вместе со специальными курсами по моему обучению составила 30 000 долларов. В нашем городе существуют три фирмы, которые переоборудуют автомобили, оснащают их специальным оборудованием и обучают инвалидов управлению ими. И между ними существует реальная конкуренция. Каждая борется за предоставление именно ей такого права. Ведь государство достаточно неплохо оплачивает такие услуги. Как-никак на кону безопасность инвалида.
Хотя, замечу, в вопросе предоставления мне права на управления автомобилем было не всё так просто. Переделка машины - процедура, как вы поняли, довольно дорогостоящая. Поэтому на комиссии меня долго крутили, вертели, потом некоторое время совещались, пока пришли к единому мнению, что я смогу самостоятельно управлять автомобилем. При этом заметили, поскольку какие-то мышцы рук у меня не работают, то мне вместо обычного руля установят особенный руль с электронной системой управления. Всё остальное управление будет на маленьком табло, приводящееся в режим работы лёгким прикосновением пальца. На дорогу меня не выпустят до тех пор, пока не будут уверены на 100 процентов, что я управляю автомобилем так, как обычные люди.


Обеспечение среды жизнедеятельности

Пока я находилась в центре, все это время шло переустройство нашего таунхауса. Правильнее будет сказать, внутри практически всё было разломано и отстроено заново. Полы везде были поменяны на плитку и ламинат. Причем очень высокого качества и достаточно не дешёвого по цене.
Поскольку спальня у нас была на втором этаже, то в доме установили лифт. С первого этажа и прямо в спальню. Заезжаешь на коляске в кабину - двери закрылась. К кнопке притронулась и поехали. Кухня преобразилась до неузнаваемости. Все оборудование и мебель установлены на удобной для меня высоте.
Душевая кабина сделана под меня: удобные поручни, кафельный пол, трап, автоматически закрывающаяся штора, необходимое количество установленных на приемлемой высоте различного рода полочек. Расширены все дверные проёмы в доме. На входе установлена автоматическая дверь. Кнопку на кресле-коляске нажимаю - они открываются. Проезжаю - замок сам закрывается.
В доме для меня установили тренажёр с программным обеспечением для тренировки рук и ног. С кресла-коляски на кровать и обратно мне помогает пересаживаться электрический лифт, установленный в спальне. Управлять им легко, даже такой хрупкой женщине, как я. А ночью мне помощь вообще не нужна. У меня установлена специальная кровать с дистанционным управлением. Поднимается, опускается на любую высоту. Можно сесть, лечь, расположить ноги в любом положении. Но это не самое важное. Главное - матрас. Он программируется. Надувается до такой степени, как мне хочется. И матрас в течении ночи меня незаметно переворачивает с одного бока на другой. Мы установили такой режим, что "глубокие" перевороты происходили каждые полчаса. Я не представляю, как бы я без него жила! С ним я вечером засыпаю и просыпаюсь только утром. Ничего не отлёживаю.
Кстати, на переобустройство нашего таунхауса было потрачено 97(!) тысяч долларов. Я потом сама видела эти цифры, когда подписывала документы. И всё это оплатило государство. Звучит, конечно, как сказка. Но если бы я пострадала не на работе, а во время прогулки на лыжах, или родилась бы с какими-нибудь отклонениями, то ко мне отнеслись бы точно так же. Отличие лишь в том, что раз я пострадала на работе, то теперь до 65 лет мне будут платить 90 процентов моего прежнего заработка.
Пострадавшим в быту платят пособие, которое хватает на достойную жизнь (приличное питание, нормальная одежда и пр.). Квартиру двухкомнатную, уже адаптированную, в обычном многоэтажном жилом доме (например, 5-10 квартир для колясочников, остальные обычные), таким инвалидам тоже предоставит государство. Была в такой квартире. Кухня очень удобная, комнаты просторные, большие окна с низкими подоконниками и форточкой внизу, коридоры широкие, холл огромный, ванная комната - очень большое и просторное помещение. Регулятор отопления и прочие кнопки, выключатели, розетки - в зоне доступности колясочника.
В таких квартирах есть большая кладовка, размером со спальню, где хранятся тренажёры, кресла-коляски и прочие девайсы, типа лифта на колесиках для путешествий и складывающегося в чемоданчик кресла-стула с санитарным оснащением на случай размещения вне дома.
На входе в здание два замка - для здоровых жителей и инвалидов (автоматический специальный замок и ключи от него). У лендлорда хранятся формы о всех жителях. В случае пожарной ситуации пожарные знают, в каких квартирах живут колясочники и как оказать им помощь при эвакуации. В таком жилье человек будет жить хоть до самой смерти, но ни продать, ни подарить его он не сможет.
В Канаде нет порогов, двери везде автоматические, большие лифты есть даже в 2-х этажных жилых домах и во всех магазинах. Так что передвигаться на своём обычном кресле -коляске с электроприводом можно везде, нет никаких исключений. Бордюры сделаны таким образом, что все до единого имеют съезды. Когда мы переехали в Канаду, то удивились обилию инвалидов на улицах и в магазинах.
Все общественные автобусы устроены для перевозки инвалида-колясочника. Как только водитель увидит, что автобус ждёт инвалид-колясочник, мама с коляской или просто пожилой человек, автобус низко опускается, выходит рампа и можно заезжать на специальное место. Потом водитель в салоне пристегнёт коляску. А люди на улице ждут. Ни один человек в автобусе никогда не возмутится, что нужно ждать. И вообще инвалидам доступен любой вид транспорта: автобусы, такси, скайтрейн, водный трамвай... Причём передвигаться инвалиды могут самостоятельно.

Важные, но необходимые мелочи…

Психологической адаптации инвалидов, депрессиям здесь уделяют пристальное внимание. Название специальных "методик" я не знаю. Всё-таки не врач. Но со мной периодически работают и психиатры, и психологи. Раз в месяц, прямо домой, приезжает врач. Причём, русский. Он отчёты ежемесячно пишет в мою страховую компанию. Так вот, приедет, на диване посидит, со мной поговорит, расспросит обо всем, с собачками нашими поиграет, иногда даже чаю выпьет . Мне после его визитов на душе становится спокойнее, а ему за это государство денежки платит.
А еще много разных необходимых и нужных устройств инвалидам государство выдаёт. Например, у меня специальная мышка для компьютера. Мышка тяжёлая, чтобы не сдвигалась. Курсор наводится, если водить ладошкой по шарику. А остальные 4 кнопки (вокруг шарика) устанавливаются по своему выбору (у них разные функции). Их можно ребром ладони нажимать. Мне очень удобно, потому что обычной мышкой на стационарном компьютере я пользоваться не могу.
Телефон тоже не обычный. Там только громкая связь, трубки нет. На кресле-коляске у меня есть кнопка (её можно носить и как кулон, на шее). Когда её нажимаешь (на расстоянии), то телефон включается. В его программе номера телефонов, куда я чаще всего звоню. Телефон у меня запрограммирован на 20 номеров. Когда кнопку на подлокотнике кресла-коляски нажимаю, то телефон начинает как бы перечислять все номера, которые имеет. Это быстро происходит. Лучик по номерам бегает. 10 мест и в них 20 номеров. Когда лучик остановится в нужном месте, то опять нажимаю кнопку на подлокотнике. И телефон начинает набор номера. Сразу включается громкая связь и можно разговаривать. Сидеть можно далеко от самого телефона. Ну а если нужно набрать новый номер телефона, которого нет в его памяти, то необходимо подъехать к аппарату и набрать номер кнопками.
Удобный у меня и пульт дистанционного управления. Он один и для телевизора, и музыкального центра, вентилятора, электрокамина, и пр. Держать я его могу, а вот кнопки нажимать - проблема. Поэтому у меня он включается прикосновением пальцев к экрану: притрагивайся и настраивай звук, скорость и все, что тебе угодно.
На всякий случай у меня установлены тревожные кнопки: дома и в машине. По их сигналу в срочном порядке прибывает бригада скорой медицинской помощи.
Обеспечение медикаментами бесплатное. Их доставка осуществляется прямо на дом.

Записал Анатолий Холодилин

 

 

Авто

Авто

Клумбы

Кровать

Кухня

Лифт