Свердловская областная организация ВОИ

 

НОВОСТИ


 

70 лет Великой Победе

"Боевая слава Урала"

25 августа, в пору, когда на Урале "наводят грусть жёлтые дожди", Музей военной техники "Боевая слава Урала" был заполнен людьми с инвалидностью, которых на протяжении вот уже четверти века поклонники толерантности именуют: "лица с ограниченными физическими возможностями", "лица с ограничениями жизнедеятельности", "лица с дополнительными потребностями", включая загадочную аббревиатуру МГН - "маломобильная группа населения".
Кстати, в Музее военной техники сделано всё возможное, чтобы инвалиды хотя бы на время забыли о своих проблемах. Здесь есть пандус, лифт, доступные туалеты, скамеечки и много чего другого, а самое главное - доброжелательные сотрудники во главе с директором Коробкиным Александром Григорьевичем, посвятившие жизнь любимому делу.
"Большое видится на расстоянии" - эта бессмертная строка поэта вспоминается, когда расстаёшься с "Боевой славой Урала" - жемчужиной музейного искусства, носителем и пропагандистом национальной идеи, имя которой - "патриотизм".
Жители города-миллионника, вернувшего себе имя Святой Екатерины, знают, что слово Пышма произносится с ударением на последнем слоге. Но большинство и не подозревают, что в этом пригороде Екатеринбурга есть Музей военной техники, посетив который, убеждаешься, что "Урал - опорный край державы", что в истории Великой Отечественной войны был не только "Маршал Победы", но и "Верховный Главнокомандующий". И во время Парада Победы 24 июня 1945 года оба стояли на трибуне Мавзолея.
Тем не менее, спустя 70 лет Мавзолей - этот шедевр архитектуры на Красной площади и немой свидетель истории - стыдливо прикрывают в День Победы оформительской бутафорией. Будем надеяться, история расставит всё по своим местам, поскольку она не терпит двойных стандартов.

В четвёртый раз Музей военной техники принимал посетителей-инвалидов из многих уголков нашего региона. И в роли экскурсоводов их встречали удивительные люди, которые умеют воскресить Историю.
Из рассказа Галины Альбертовны Силенко - специалиста Музея военной техники:
- Итак, наш музей, что он собой представляет? И почему вдруг в Верхней Пышме он появился? А всё, конечно, благодаря ветеранам нашего завода "Уралэлектромедь" и нашей компании УГМК, которые, по сути, этот музей основали, содержат, развивают. И всё началось с 2005 года. Вы проходили мимо нашего мемориала, который верхнепышминцы любовно называют "Журавли". Появился он в нашем городе в 2005 году и установлен в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны заводчан-металлургов…
Был объявлен открытый конкурс, победителем стала верхнепышминская девушка Анна Луданенкова… И вот появился такой красивый монумент, навеянный знаменитыми стихами Расула Гамзатова. Ветераны пришли, посмотрели и говорят: "Ну, всё-таки давайте, чтобы и вид законченный был, чтобы наши дети, внуки, правнуки видели, что не с голыми руками мы с фашистами боролись, давайте установим какую-то военную технику".
Было принято решение, приобрели две пушки, которые стоят сейчас справа и слева. Это наши, по сути, первые экспонаты. Всё понравилось, и ветераны вновь обратились к руководству завода: "Но не только же пушки были, но и танки были, и самолёты были, и много всего выпускалось у нас на Урале". И вот тогда руководство завода в 2006 году ещё купило несколько экземпляров военной техники. И так у нас в Пышме, вдоль дороги, появился целый ряд военной техники. Вот это было начало нашей открытой экспозиции. А потом такая большая территория появилась… и сейчас более двухсот образцов военной техники находится только на открытой площадке.
А в 2013 году, 9 мая открылся замечательный выставочный центр, по сути, европейского уровня. Вот недавно только, буквально в субботу, из Германии к нам студенты приезжали. Им так понравилось. Они говорят: "Даже в Европе не везде есть такие музеи". А нам, уральцам, конечно же, повезло.

Итак, первый этаж, на котором мы находимся. Здесь образцы военной техники, ретроавтомобили. На втором этаже - отечественные автомобили, есть самолёты, ну, мы часто там делаем выставки временного характера, и у нас там есть целая выставка велосипедов. А на третьем этаже - униформа, стрелковое оружие и наградная система.
Обратите внимание, что по центру нашего выставочного центра находятся самолёты периода Великой Отечественной войны. Это самолёты-макеты, которые специально изготовлены для нашего музея в Чехии. И видите, их габариты максимально учли в изготовлении специалисты, чтобы они уместились... Самые настоящие самолёты стоят у нас на открытой площадке… Какой же музей без настоящего самолёта! Поэтому…буквально на той неделе в нашем музее появился настоящий истребитель Як-3 1943 года.
У нас ещё внизу есть интерактивная площадка, интерактивный кинотеатр… Есть у нас там и помещение для детских кружков, в которых здесь бесплатно занимаются, и зал интерактивных симуляторов, электронный тир. То есть у нас не просто музей, это целый такой живой организм, который работает не только как выставочный центр…


А теперь начнём нашу экскурсию.
Итак, первыми нас встречают бронеавтомобили, которые появились в годы Первой мировой войны… Мой, например, дедушка воевал в Первую мировую войну, во Вторую - тоже. Он рассказывал: "Как нам надоедали эти окопы… и вши там были и всё… а ещё интересно то, что мы ходили к немцам брататься. Ну, перестреливаемся неделю, а в субботу и воскресенье пошли к ним в гости в карты играть. В Первую мировую было так.
Но всё равно нельзя говорить, что война была лёгкой. Война была страшной. Появляется новая техника, ведь в начале можно было сидеть в окопе и буквально из пулемёта обстреливать цепи нападающих. То есть силы обороны превосходили силы нападения… И получалось так, что человек вообще беззащитен. И вот потом только появляются средства защиты человека. В первую очередь, это бронеавтомобили…

Ну, а теперь посмотрите: какой красивый лимузин! Вот такие ЗиЛы выпускали в Советском Союзе, и начали такой автомобиль выпускать в 1985 году и выпускали до 2002 года… примерно 300 штук было выпущено. Последний изготовили для Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Примерно на таком ездил первый и последний Президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачёв. Вот что уникального в этом автомобиле? Здесь есть и автоматическая коробка передач, и кондиционер, кожаный красивый салон… Посмотрите, всё отделано ценными породами дерева…Ну, и представьте себе: 4 тонны 100 кг весит, по шоссе развивает скорость 190 км в час… Вот такие автомобили могли делать в Советском Союзе! …

Здесь находится мотоцикл, который на Ирбитском мотоциклетном заводе изготавливали, и начали изготавливать в годы Великой Отечественной войны. Они были разные: и для связистов, и для миномётчиков, и для пулемётчиков.

ГАЗ-64, начало войны, 41-й год. Горьковский автомобильный завод получает заказ на изготовление автомобиля повышенной проходимости для командиров. Выпустили, но колёсная пара у него была узкая, уже, чем у полуторок. А в то время не было шоссе, в основном, была колея, накатанная везде, и одно колесо у этого автомобиля было по колее, а другое как раз между, и очень часто его выталкивало, когда скользко, на обочину, аварий много было, поэтому его прозвали "козликом"…

Идём дальше… Танк Т-60. Это 1941 год. Примерно 200 штучек было сделано таких "Катюш", потому что это "Катюша" на шасси танка Т-60… Это грозное оружие, которое немцы прозвали "Сталинский орган". Реактивных таких установок у немцев не было. Все они были защищены системой самоподрыва, чтобы не попали к фашистам…

Знаменитая "полуторка". Дедушка недавно был и говорит: "Да, это полуторка, мы её называли "Фруська". А выпускаться стала на Горьковском автомобильном заводе ещё перед войной, и по сути, именно этот автомобиль вынес на себе все тяготы Великой Отечественной войны… Называли его полуторка, потому что полторы тонны брал на борт…

И вот они, лёгкие танки СоветскогоСоюза… У нас не только были Т-34 - средние танки, КВ - "Климент Ворошилов" - тяжёлый танк, и тяжёлый танк ИС - "Иосиф Сталин"…

Машина американского производства знаменитый "Виллис", на такой машине ездил Георгий Константинович - ему подарили американцы… Очень любили эту машину наши командиры… за надёжность. "Виллис", читаем в воспоминаниях Жукова, заводился с пол-оборота и никогда не подводил в критической ситуации…

Пушечка "сорокопятка", очень часто наши бойцы называли её "Прощай, Родина". Почему? Потому что, когда появились "Пантеры" и "Тигры", она уже не могли пробить их брони, и расчёт пушки был перед ними беззащитен…

Самолёт периода Великой Отечественной войны По-2 или У-2, знаменитый самолёт, который был, действительно, универсальным самолётом… Это и учебный самолёт, и санитарный, и ночной бомбардировщик. В основном, летали на нём женщины, поэтому и называли их "ночные ведьмы". За каждый сбитый такой самолёт немецкие пилоты получали Железныё крест. Самолёт был очень дешёвым в изготовлении… но он никогда не срывался в штопор, это биплан. Если вдруг лётчик потерял либо управление, либо сознание, он просто легко приземлится на землю… И, одновременно, он был почти бесшумным. Его не слышали немцы, поэтому он появлялся неожиданно и мог сбросить разведчиков в тыл врага. Немцы прозвали этот самолёт: "этажерка", "пишущая машинка", "кофемолка"…

А этот красивый автомобиль с мягкими диванами, оцинкованным дном представили Иосифу Виссарионовичу Сталину инженеры Горьковского автомобильного завода в 1946 году. И, конечно же, автомобиль Сталину понравился. Он сказал: "Ну и как, товарищи, вы думаете автомобиль назвать?" Они говорят: "Мы хотим, Иосиф Виссарионович, "Родиной" назвать". Сталин: "Так…и почём вы думаете, товарищи, Родину продавать?" И все поняли - неправильное название они придумали. Он сказал: "Нет. Родиной торговать не будем. Назовём "Победой" в честь нашей победы в Великой Отечественной войне". Вот такой Сталин был умный…

Истребитель Як-1 образца 1940 года… Именно на таком летала прославленная лётчица, Герой Советского Союза Лидия Владимировна Литвяк…. Женщины редко воевали на истребителях… она признана самой результативной летчицей-истребителем в мире…

Это верхнепышминцы и среднеуральцы - Герои Советского Союза и полные кавалеры орденов Славы. Среди них - единственный уроженец Верхней Пышмы - Феофанов Василий Григорьевич. В этом году ему исполняется 101 год. Этот человек уникальный. Он был снайпером очень хорошим, и он был снайпером-наводчиком, ходил на нейтральную полосу и корректировал огонь. Из своего противотанкового ружья сбил два фашистских самолёта… Звание Героя Советского Союза ему присвоено посмертно…
На этом экскурсия наша по экспозиции закончена… Если кому-то понравилось что-то, ну вернитесь, ну посмотрите ещё раз… Потом выйдите на улицу, ещё там поглядите, пока у вас время есть… Пойдёмте, я вас вниз провожу…


От имени участников незабываемой экскурсии, среди которых - ветеран Великой Отечественной войны танкист Стафеев Георгий Евстигнеевич, правление региональной организации Всероссийского общества инвалидов во главе с председателем Поповым Владимиром Васильевичем сердечно благодарит всех, кто был причастен к созданию Музея военной техники УГМК, кто в течение 10 лет превратил его в один из крупнейших военно-исторических музеев России и продолжает его развивать.

Подготовил Евгений Арбенев
Фото автора