Очарованный странник обидной
земли
Пожелтевшая от времени телеграмма в его архиве
хранит энергию творческого запала, с которой началось восхождение
Валерия Климушкина в большую литературу: "СРОЧНО ПРОСИМ ПРИЕХАТЬ
МОСКВУ ДЛЯ РЕДАКТИРОВАНИЯ РАССКАЗОВ ИДУЩИХ НОВОМ МИРЕ КОМАНДИРОВКА
БУДЕТ ОФОРМЛЕНА ПО ПРИЕЗДЕ СРОК КОМАНДИРОВКИ НЕДЕЛЯ ЧЛЕН РЕДКОЛЛЕГИИ
ЖУРНАЛА НОВЫЙ МИР ВИНОГРАДОВ". Рядом - двенадцатый номер журнала за
1965-й год, редактируемый А.Твардовским, а также квиток почтового
перевода, гонорар на сумму 194 рубля 12 копеек.
Студент
Свердловского пединститута Валерий Климушкин дерзнул послать свои
рукописи в самый уважаемый литературный журнал, с ходу попал в число
перспективных авторов и был замечен читателями. Первая проба пера
оказалась удачной. Везение? Безусловно, с учетом явных способностей
молодого человека, имеющего за плечами немалый опыт: военное
детство, умение вести хозяйство в усадьбе у бабушки, где он
воспитывался, учебу в железнодорожном ПТУ, службу на Кубе во время
Карибского кризиса и потерю зрения, успешное преодоление болезни,
работу на Свердловской железной дороге. Для двадцатипятилетнего
парня эти жизненные уроки стали началом духовного возмужания и дали
возможность психологически тонко описывать ситуации, в которые
попадали созданные им литературные герои.
Удача окрыляла.
Устроившись на подработку в кочегарку, по вечерам и ночам,
подбрасывая в топку уголь, он пишет новые произведения и не остается
незамеченным уральскими писателями и редакцией журнала "Урал".
"Валерий! Три твои опуса я освоил и сдал на машинку. "Стук в окошко"
и "В августе" идут в третьем номере журнала, а не во втором в связи
с изменением плана номера. Возьми третий рассказ и подумай еще над
ним. Сам я не решаюсь делать в нем что-нибудь за автора. Деньги за
перепечатку текста отдашь Руфине Алексеевне. Будь здоров! Павел
Макшанихин. 20.12.1967."
"Валерий Климушкин - настоящий писатель.
Он зорок, умеет увидеть в обыденности окружающего нас мира такие
стороны и оттенки, которые мы вроде бы и знали, но чувствовали вовсе
поверхностно…Главное, он умеет найти нужное слово, пластичное и
вместе с тем эмоциональное", - пиcал литературовед Н. Лейдерман.
"Заметно возрастающее стремление автора к расширению того
тематического круга, который, казалось, был для Климушкина в прежних
его работах очерчен очень жестко", - высказывал свое мнение прозаик
А.Власов.
Другой известный писатель Н.Никонов, знакомясь с новыми
рукописями автора, предупреждал: "Все рассказы В.Климушкина имеют
одно достоинство, которое, однако, может перерасти в недостаток -это
лучезарные концовки. В плане литературном и жизненном не всегда
лучезарность справедлива, а жизненная правда - единственная
настоящая почва под ногами писателя…"
В 1979 году Валерия
Климушкина принимают в Союз писателей СССР. К тому времени в разных
издательствах, в том числе в Средне -Уральском, вышли книги
рассказов и повестей В.Климушкина "Стук в окошко"(1974), "В пору
жаворонков" (1976), "Солнце в глаза"(1978), в 1982 году - "Чай с
малиновым вареньем", в 1989-м - последняя, "Жизнь
бесконечная".
Валерий Климушкин успешно взял свою первую высоту,
зарекомендовав себя хорошим рассказчиком, мастером образного языка,
и его произведения вошли в различные антологии, сборники и
альманахи. Повесть "На реках вавилонских" стала составной частью
последней книги. Однако воспоминание о годах учебы в ПТУ- повесть
"СЦБ" и роман "Альфа Центавра" по разным причинам сразу не пошли в
печать, а возвращаться позднее к рукописям было не в правилах
Валерия Климушкина: закончив педагогический институт, он преподавал
в школах химию и биологию, как учитель географии водил детей в
походы, путешествовал по стране.
Пора перестройки и рождение
нового государства принесли иные проблемы в творческом плане.
Валерий Климушкин затеял издание собственного литературного
альманаха "Проспект", но грянули времена кризиса, и затею пришлось
оставить после первого выпуска. Герои его рассказов в момент
измельчали, все чаще в критические моменты тянулись к рюмке, что не
могли не заметить и рецензенты. Тема бедных учителей, месяцами не
получающими свою мизерную зарплату, стала неинтересна читателям, а
сельская жизнь, которую любил живописать автор, приходила в упадок.
Можно, конечно, вспомнить биографии даровитых русских интеллигентов,
погубивших свой талант из-за душевной слабости, на выяснение в
праздных загулах извечных российских вопросов "Кто виноват?" и "Что
делать?". Однако, как говорит Книга Экклесиаста, или Проповедника:
"Итак, увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку
делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его
посмотреть на то, что будет после него?"
Сам Валерий Климушкин,
сознавая кризис времен, пишет: " Не вышло из меня ничего путного. И
в литературе разуверился. Достигли мы в ней такой дивной степени
совершенства, что и писать, вроде, не о чем. О том же, как создавали
царствие божие, то бишь, разума на земле, и говорить совестно, не
то, что писать. Бороться надо было, как уверяли умные люди. С кем,
спрашивается? С редакторами, с системой, за более совершенную
систему? Встать на уровень глупенькой пионервожатой, которая
когда-то скандировала свои лозунги, не понимая их смысла? Нет,
увольте, не бороться - хватит, выходить надобно на торный большак
человеческой цивилизации. И чем скорее, тем с меньшими
последствиями, времени остается в обрез…Что ж, если доля наша такая
горькая, вечно плестись в хвосте народов… Да и скучно, господа! Так
и остался я в итоге на всю жизнь одним из тех беспутных вариантов
российского очарованного странника…" ("Алконост, или Размышления на
погосте", - "Проспект", №1 - 1991 г.)
Уходили из жизни лучшие
друзья, и в один из хмурых осенних дней Валерий вдруг забыл, кто он,
да и где проживает вообще. Диагноз "амнезия", поставленный ему в
клинике вместе с другими заболеваниями, был для него пустым звуком,
перенесшим его снова на сценарные курсы, где он писал свой новый
сценарий в уме, так как забыл, как пишется русский алфавит и как
звать некогда близких ему людей. Да и ручка почему-то валилась из
рук, не в силах вывести даже собственную подпись.
В последние три
года он как бы отошел из забытья, и память стала возвращать ему
избранные страницы минувшей жизни. Автор спешит вылить на бумагу
яркие эпизоды прожитых лет и забывает порой о том своем особом
философски-лирическом стиле повествования, из которого состояли его
лучшие рассказы. Но позитивная нота повествования перевешивает
надрыв болезненного существования. И вот теперь, когда Валерий
Климушкин перешагнул порог своего семидесятитрехлетия, несмотря на
почти двадцатилетний перерыв в творчестве, он пытается по-новому
зацепиться за великий и могучий русский язык.
Кажется, и старая
его проза не потеряла своих достоинств, и новый его почерк выводит
удивительно простые, без затей, но такие чистые и пронзительные
строчки. Главное, в них бьется живая душа настоящего русского
писателя, не очерствевшая на суетливых и трудных дорогах жизни.
В
лучшем своем рассказе "Кружным путем", опубликованным некогда в
"Новом мире", он писал, нахлестывая коня: "От ночки-темени,
сыплющей, как листьями осенними, звездами, от шагов, чудящихся все
еще сзади, куда-нибудь вывози, лишь бы на торный большак. Надоело уж
кружить…". Перед вами, читатели, возвращение на круги своя, на свою
обидную землю, доброго и очень искреннего писателя.
Мила Матвеева, член СП
России.
Молоток
Мы не скучали на занятиях по слесарному
делу. Мастер Николай Васильевич, щуплый, похожий на подростка, с
седым хохолком на голове, изобразив на доске чертеж с неизменным
комментарием: "Острые края спилить, оксидировать", что вошло у нас в
поговорку, спускался со своего подиума и шел по рядам. Постоит,
посмотрит на нас, гмыкнет и идет дальше. И совсем уж было неладно,
если он вдруг вытаскивал из-за уха толстый карандаш "Кохинор" и
тыкал им в изделие, что означало: бери другую заготовку. Николай
Васильевич был у нас и классным руководителем, наставником группы, и
поэтому к его урокам относились всерьез даже самые бесшабашные
головы.
Слесарное дело мне давалось туго: обязательно где-нибудь
"завалю", и карандаш мастера уже дважды проходил по моим изделиям:
"Острые края опилить, окси…" - сердился я на свою рассеянность. В
нашей гоп-компании прослыть недотепой или выставить напоказ свои
слабости, значит стать всеобщим посмешищем. На зачетном занятии я
решил, хоть не блеснуть знанием-умением, но довести деталь до
кондиции, чтобы не стыдно было перед мастером и друзьями.
Опилив
заготовку грубым драчевым напильником до указанных размеров,
стараясь почти не дышать, я принялся ее тереть мелким, личным, то и
дело хватаясь за штанген-циркуль и замеряя ее со всех сторон. Мой
сосед по верстаку Славка Ряхин, крепкого сложения парень, которому в
ту пору можно было дать больше его шестнадцати лет, работал на
редкость неторопливо и умело. Он приехал в училище то ли из
Вологодской, то ли из Архангельской области, и его деревенский
лексикон пестрел такими словечками и выражениями, как "баить",
"отзынь", "а лешак на тя".
Но шутить над Ряхиным никто не
осмеливался. Его побаивались и уважали отчасти за физическую силу,
отчасти за то особое умение и даже щегольство, с каким он отделывал
свои детали. Хотя по теории он часто "плавал", не мог связать
правильно и двух фраз. Мне вспомнился эпизод, когда на перемене к
нему подошел наш балагур Петька Ржавый и поинтересовался, как бы,
между прочим, весело скаля зубы:
- Ты, Ряхин, хоть какую-нибудь
книжку прочитал?
-А пошто?-невозмутимо отвечал тот.
-Ну, ты…
если так положено читать, чтоб развиваться…
-А ты это
видел?--Ряхин поднес к Петькиному лицу громадную, затвердевшую почти
мужскую ладонь, величиной с лопату, и сжал ее под носом товарища в
кулак.
-Пусть их всякие там Ржавые читают. Мы и так проживем,
понял?-убедительно подтвердил он.
-Сила есть, ума не надо,-
загоготал Петька, но, получив шлепок по спине, от которого присел,
произнес только,- красавец-мужчина. - И отошел на значительное
расстояние.
Вспомнив этот эпизод, я не выдержал, фыркнул и,
забывшись, нажал ребром напильника сильнее, чем полагалось. В нашем
понятии это означало: "посадил риску".
-А лешак на тя! -
Выругался я любимым присловием моего соседа. Настроение сразу упало.
Я опустился на вертящийся табурет, принялся с досадой рассматривать
едва заметную царапину на металле, которую теперь уже ничем нельзя
было убрать.
-А, ну, покажь,- грубо схватил в руки мое изделие
Славка.
-Ниче,- скупо оценил он.
Я взглянул на его молоток. Он
сиял, являя собой законченность и совершенство форм простого и
нужного изделия. Кое-как загладив риску "бархатным" напильником,-
авось, мастер не заметит, понес сдавать. Следом за мной отправился
Ряхин.
Николай Васильевич повертел в руках мое изделие, небрежно
бросил в корзину и вывел "Кохинором" оценку в тетради - "Отл." Я
облегченно вздохнул.
-Пять?- Ликуя, встретил я вопросом Славку.
Он показал мне четыре пальца.
"Но здесь что-то не так".- Сразу же
спохватился я. Мастер перепутал молотки или не заметил риску. Надо
сказать? Друзья, гомоня, занимались уборкой. Я взглянул на
Славку.
-Ниче… В следующий раз сдам на отлично. Понял,
салажня?
-Оно, конечно,- потупился я.-Но как сказать
мастеру?
Так и проходил я, чувствуя свою вину перед другом, до
конца практики. На прощальном вечере я все-таки не выдержал, подошел
к Николаю Васильевичу, рассказал ему про тот случай. Промашка, мол,
вышла с вашей стороны, с кем не бывает. Меня простите, что сразу не
сказал правду…
-Да нет здесь ни вашей, ни моей вины,- пошевелил
хохолком на голове мастер, как это здорово у него получалось. -
Помню я и ваш молоток, и Ряхина. Видите ли, не обижайтесь на
старика… Вы тогда выложились полностью: дай вам еще десять
заготовок, лучше бы не сделали. А у Ряхина - дар работы с металлом.
Ограничивать его высшим баллом было бы грешно. Мастерству нет
предела…
Р.S. В советские времена многому учили
в профтехучилищах: и настоящему конкретному делу, и мастерству, и
душевной щедрости, и совести. Нынешней молодежи не грех бы
преподавать подобные уроки.
1993 - 2013 гг.
Мелочи жизни
Солнце лениво и нехотя вставало за
горизонтом. Иван Сергеевич, потянувшись, скинул ногу с кровати…Он
любил деревню. Балалаечной струной звенят в нем воспоминания. Любил
он овиди, степные и лесные, без конца и края, позабытые
великорусские многоголосые хоры и распевы. А малиновый звон
колоколов, а закаты и рассветы, наброшенные небрежно в поля, словно
девичий полушалок. И обитают в деревне не твари зачуханные, а крали
и царевны, дивы краснощекие, павы по стати своей. Так Иван Сергеевич
собирался начать урок в сельской школе, но, взглянув на шумную
обстановку, отвернулся к доске, деловито застучал мелом и вдруг
меланхолично объявил:
- Запишите тему урока. Раскройте контурные
карты и прошу следить за мной…
Сидящий на крайней парте обормот,
иначе и не назовешь, рыжекудрый отрок, поднял руку и пропищал:
-
Можно вопрос?
- Вопросы задают в конце… Мы же работаем по карте,
- строго постучал указкой по столу Иван Сергеевич.
Вскоре
материал ученикам был растолкован, дети повторили его, лучшие ответы
он оценил в журнале.
- Пожалте, теперь вопросы, - обратился он к
классу, зажимая нос, и не зря.
- Скажите мне,- рявкнул,
подпрыгивая, обормот, и в классе сразу же пахнуло ядреным запахом
табака.
Пока Иван Сергеевич открывал окошко, дети разбежались.
Учитель остался один на один с хулиганом. Это не смутило мальчишку,
и наглец продолжал:
- Покажите мне по карте, - спросил наглый
ученик, - где проходит слюдяной пояс земли?
- А вам зачем?-
ляпнул Иван Сергеевич в полном недоумении, но спохватился, сгреб
пацана на пиджачишко и вытолкнул из класса, пригрозив во след.- Еще
придешь с табаком, выброшу вместе с тобой в окно!...
В
учительской Иван Сергеевич по поводу сорванного урока попробовал
поговорить с завучем. Та по причине неопытности на все вопросы
отвечала приблизительно и при этом загадочно косила глазами:
-
Да, есть такой, терпим его, довели до седьмого класса…Родители? Отец
- в лагере , в Ивделе, мать - в заначке где-то… Была бабушка,
умерла…Живет один, на группе инвалидности…Фамилия Зюськинд. Букву
"д" на конце придумал для форса. Население его уважает,
подкармливает, да и сам он себя обеспечивает. Поинтересуйтесь! Вы же
- классный руководитель, сходите к нему домой…
К концу второй
четверти Иван Сергеевич отправился по наводке разыскивать пропавшего
ученика. Дом его Иван Сергеевич наконец обнаружил в дальнем конце
поселка. Серая потемневшая от времени изба ничем не отличалась от
соседних, только палисадник повалился. Поднявшись по лестнице к
двери, он стукнул пару раз. Никто не отвечал. Тогда он рванул на
себя ручку двери. Пройдя сени, он очутился в большой горнице, где
стояла громадная кровать, на которой находился его ученик. Ученик
лежал в свободной позе. На приход учителя не обращал никакого
внимания, только подергивал босыми ногами и старательно раскуривал
самокрутку.
Дым клубился в комнате. Иван Сергеевич,
поздоровавшись, прошел к окну и открыл форточку.
- Ну, что,-
начал разговор Иван Сергеевич,- отметки-то надо за полугодие? - И
присел на единственную в комнате табуретку.
- А вы так и не
ответили на мой вопрос. Сначала -вы , потом я…
-Какой еще?
-
Расскажите мне о слюдяном поясе Земли…
- Ну, хорошо, - подумав
немного, сдался Иван Сергеевич.- Слушай… Пояс начинается на Аляске,
у города Ном, затем через Чукотку идет в Чкутию, район Аллахюль,
потом в Красноярский край, до города Тайшета, здесь он и
обрывается…
- Вот!- обрадовано воскликнул собеседник.- А кто
открыл это? Обрыв-то?
- Я, вроде, - помедлив, пряча глаза,
признался Иван Сергеевич.
- А теперь как-то наладилось…
-Да,
возле реки Листвянки наладили прииск и поиск, потом геологи довели
дело до конца на Кольском полуострове…
- И вы об этом написали
книгу?
- Откуда вы знаете?
-Спешу обрадовать вас…Вы были у
себя на квартире или все время в школе?
- В школе…
- Идите
домой, там вас ждет телеграмма. Ваша книга принята к изданию.
-
Ну, ты даешь! - вскочил Иван Сергеевич.- Спасибо тебе, дорогой мой!
- Вот и тебе помощь, - и сунул ему в руку половину своей
зарплаты.
Действительно, все сбылось, как предсказал его
ученик.
Такие мелочи жизни не только увлекают, но и засасывают в
прорву - так думал Иван Сергеевич, анализируя удивительные факты
жизни. Трудно отгородиться от них, а еще хлеще, подняться выше, над
буднями. Немногим это удается. И выводит вверх какое-то чудо. Но так
называемые чудные грезы иногда и губят.
Так было и у Ивана
Сергеевича. В молодости мечтал стать строителем коммунизма. И судьба
подбросила ему лакомый кусочек: направили с комсомольским отрядом на
строительство железной дороги Абакан-Тайшет. Рылся, рылся по этой
причине в земле - матушке, промороженной насквозь, и откопал
громадный кусок льда. Набежал народ, местные специалисты Оказалось,
что открыл, якобы, потерянный геологами слюдяной пояс земли…
Из
всех несомненных вещей самое несомненное - это сомнение. Рукопись
этой первой книги лежала в издательстве семь лет. Лупатые
редакторши, одуревшие от потока графоманских рукописей, сочувственно
глядя на автора, качали головами, что-то лепетали в ответ… А потом
все поросло быльем. Вспомнить о рукописи заставил ученик Ивана
Сергеевича, из породы тех блаженных, что издавна славились на святой
Руси. А еще понял Иван Сергеевич, что учителя из него не вышло и
пора подавать заявление об уходе из школы. Перед отъездом он
поделился своими мыслями с учительницами.
- Действительно, он у
нас ведун. На любой вопрос ответит, и всегда точь в точь…
А в
прошлый год, помните?- вмешалась завуч. - Посадили его за какие-то
проделки на пятнадцать суток. Он через некоторое время стучит
кулаком в дверь, орет:
- Позовите майора… Надо срочно
сказать…
Явился начальник милиции. Тот ему и говорит:
-
Товарищ майор, вы собрались на срочную операцию? Повремените на пару
дней… Ваш автомобиль сегодня должен разбиться…
- Ой, ли, не
пугаешь?
-Товарищ майор, обману, срок дадите…
- Ну, ладно,
посмотрим…
Майор вручил шоферу пакет, сам остался в отделе. Через
пару часов сообщили: автомобиль разбился в аварии…
Перед отъездом
кто-то постучал в окошко. Иван Сергеевич открыл и принял гостя.
Налил своему ученику армянского коньяка.
-Давай, за твой
таинственный голос. Что он тебе пророчит?
- Сутемень и скорую
панихиду… Лучше я стих вам прочитаю.
Понарошку, понарошку,
Полюбила я
Сережку,
Полюбила наобум,
Просто мне пришло на ум.
Наизнанку, наизнанку,
Развернула я
тальянку,
Эх, цыганская любовь,
Намолола девка
дров.
Наломала, наломала,
Свое сердце замарала,
Только,
девка, ты не трусь,
Если надо, утоплюсь…
Когда ученик уходил, Иван Сергеевич крикнул ему
вслед:
- Зовут-то хоть тебя как? За кого молиться?
- Рататуй!
- бавкнул тот.
Овидь - горизонт по-старорусски.
Бавкать -
ударить в колокол ( по - белоруски)
Рататуй - человек без
определенных занятий (по-белорусски).
2013 г.