Выставка
картин
Спартак Владимир
5
октября в Музее наивного искусства (г. Екатеринбург, ул. Розы
Люксембург, 18) открылась выставка картин Владимира Спартака. По
словам Андрея Бобрихина, зав. сектором наивного искусства музея,
выставка продлится в течение месяца.
Впервые произведения
Владимира Спартака были опубликованы в 1994 году в журнале "Голос"
№1. В 1998 году его тексты и рисунки вошли в литературный сборник
"Восхождение", изданный Свердловской областной организацией ВОИ.
Владимир Спартак - номинант Международной премии "Филантроп" 2018
года (Изобразительное искусство. Живопись)
Евгений
Арбенев
Несколько
месяцев назад среди однообразной одноэтажной застройки
Железнодорожного района Екатеринбурга красовался маленький дом,
сплошь покрытый надписями и рисунками. Баннер на его центральной
стене гласил: "Праздник Спартак". Сегодня на этом месте обуглившиеся
развалины.
В декабре 2021 года мы узнали, что жилище Владимира
Спартака подлежит сносу, а сам художник ищет помощи и поддержки.
Искусствоведам сложно противостоять градостроительным амбициям
большого города. Единственное, чем мы могли помочь художнику -
запечатлеть уникальное пространство его дома, которое Спартак
превратил в настоящий арт-объект. Внутри было ещё красочнее, каждый
сантиметр пространства заполняли причудливые предметы, а стены и
потолок покрывал узор из росписей и афоризмов. Самая яркая часть
дома - мастерская художника. Шкафы, столы и полки этой небольшой
комнаты были заставлены папками с листами графики, объектами и
рукописями, а то, что не поместилось стройными рядами стояло на полу
у стен.
Мы отсмотрели колоссальное количество работ. Часть была
отснята, другая отобрана и перевезена в фонды музея Б. У. Кашкина.
Сегодня эти произведения впервые демонстрируются вне стен дома
художника.
Творчество Владимира Спартака не определяют жанр,
техника или материалы. Он созидает искусство из всего. Этим
объясняется разнообразие представленных в экспозиции работ. Мы не
ограничились показам графических и живописных произведений, но
попытались представить радиус творческих поисков художника в области
как изобразительного, так и словесного искусства.
Для Владимира
Спартака изображение и слово неотделимы, художник сопровождает
каждый визуальный образ ёмким вербальным высказыванием, отсюда
множество авторских афоризмов в названиях работ.
Предметом творческого
переосмысления Спартака стала и его собственная биография. Вот,
например, что пишет о себе художник в предисловии к поэтическому
сборнику "О любви" (2020):
"Спартак (Седаков) Владимир Ильич
родился в 1946 году в городе Свердловске. Окончил театральное
училище (режиссёр), курсы механиков рефрижераторного поезда,
массажистов, художников-оформителей. Служил в армии командиром
средних танков, сержантом милиции, столяром в фирме музыкальных
инструментов "Урал", санитаром в ГПНД, руководителем театральных
коллективов в школе и Доме пионеров, начальником караула,
матросом-спасателем, подсобным рабочим, электриком, дворником,
зольщиком, машинистом холодильных установок, слесарем по ремонту
электровозов, директором магазина, стрелком, пчеловодом,
охранникомю. Морской пехотинец (Вьетнам, 1968 год). Мастер спорта по
боксу (38 боев), разряд по лёгкой атлетике, 2-й разряд по шашкам и
настольному теннису, народной гребле. В течение 55 лет занимался
пантомимой".
Трудно сказать, что из этого правда, а что нет. В
попытках определить этот мир посредством неординарного, а порой
эпатажного, творческого высказывания художник окружил себя
искусством и сам стал его неотъемлемой частью.
Формируя выставку,
мы пытались "определить" фигуру екатеринбургского художника Спартака
(Владимира Ильича Седакова), чья персона покрыта ворохом зрительских
предположений и выдумок: сколько ему лет, где он родился и кто по
образованию? Все, что нам известно доподлинно, - Спартак есть, он
живёт в Екатеринбурге, и он творит свою личность и тело как
художественное произведение. Жизнь как перформанс? Или жизнь как
счастье быть собой? Единого ответа нет.
В традиционном музейном
зале сделана попытка включить в его пространственный и смысловой
контекст (согласно принципам термина "определение") художническую
личность, цель существования которой раскрывается исключительно
через искусство.
Работы Спартака, как и его повседневная
саморепрезентация, экспрессивны, звучны и притягательны.
Используемые техники варьируются от традиционной графики до
экспериментов с материалами из массмаркетов. Не имея
профессионального художественного образования, он прекрасно
чувствует тонкости композиционного построения и колористического
сочетания, в результате чего листы выглядят выразительно и эффектно.
На обороте каждого из листов присутствует не только название и год
создания, но и ряд афоризмов авторского сочинения.
В экспозиции
представлены не только абстрактные работы Владимира Седакова
последних лет, но и графические эксперименты 1980-х годов,
основанные на знаковости, а также причудливые объемные полихромные
арт-объекты.
Кураторы:
Т. А. Галеева,
П. Р. Платонова.Я. И. Таушканова.
В создании проекта принимали
участие:
Л. В. Копосова, В.Э. Подрядом
Фоторепортаж: Евгений Арбенев