
Полцарства за коня…
Или
Страдания Чацкого наших
дней
Инвалиды
Свердловской области и других регионов России в заложниках у
несовершенных нормативно-правовых актов РФ, ущемляющих их права на
полноценную социальную интеграцию в общество, препятствующих выбору
им способа индивидуальной мобильности и времени их возможного
передвижения между объектами жизненной инфраструктуры.
...Вон
из Екатеринбурга ! - вскричал в запале Юрий. - Сюда я
больше не ездок и не ездец! Ни пешкодралом не ходец! Ни
задомракомпятец! Не попрыгун, на брюхе не
ползец!!! Карету мне, карету!
|
Вступление
Начинаю своё
повествование с пародии на монолог Чацкого из знаменитого "Горя от
ума" в исполнении моего друга Юрия Моисеева. Чуть ниже поймёте
почему.
Познакомились с Юрой будучи шестнадцатилетними
подростками в Челябинском мотоклубе, куда оба заявились, едва
получив права на управление двухколёсным транспортным средством.
Пришли, чтобы посвятить себя мотоспорту. Оба мечтали хоть в чём-то
походить на своего кумира, многократного чемпиона СССР, семикратного
чемпиона мира по гонкам на льду Сергея Тарабанько. Серьёзными были
его поклонниками. Такими, что уже в 17 лет по итогам Всесоюзных
соревнований в городе Донецке стали кандидатами в мастера спорта по
мотогонкам.
По-разному сложилась наша дальнейшая судьба. Я пошёл
по военной стезе, он остался верен мотоспорту. Стал заслуженным
мастером спорта СССР, неоднократно становился призёром международных
соревнований. В 90-х годах вместе с женой, гражданкой Нидерландов,
из Ленинграда перебрался в Амстердам. Там же, в результате
автоаварии, получил травму позвоночника. Передвигается, как и я, с
помощью инвалидного кресла-коляски с электроприводом, но по
-прежнему трудится в местном автомотоклубе тренером. Нашёл меня по
интернету и теперь периодически, во время визита на отдых к брату в
Челябинск, заглядывает ко мне в Екатеринбург.
Настроение в те
декабрьские дни минувшего года было у нас приподнятым. Ещё бы. Почти
8 лет не виделись, а тут возможность пообщаться на протяжении
нескольких дней.
Основная
часть
Отведённое нам
время пролетело незаметно. Юрий засобирался. На следующий день с
утра за ним брат должен был заехать. Вечером долгожданный звонок.
Надеялись, Григорий (брат) намеревается время прибытия сообщить. Да,
звонил он. Но только сообщить о том, что задерживается на
неопределённое время. Супруга заболела. Не хочет оставлять её одну
без присмотра. Говорил спокойно, без ноток волнений. Но нервничать
стал Юрий. Состояние здоровья невестки обеспокоило его. Принял
решение немедленно ехать в Челябинск. Но как?
Междугородних
автобусов, обустроенных для транспортировки инвалидов-колясочников,
в регионе нет. Поездом? Не одни сутки вагона со спецкупе ждать
придётся. Такси?
Готов был любые деньги выложить, но…
Нет в
Екатеринбурге предприятий, которые в своём арсенале имели бы
автомобили, предназначенные для перевозок пассажиров, находящихся в
салоне транспортного средства непосредственно в своём инвалидном
кресле-коляске.
Еще некоторое время назад такие услуги оказывала
ООО "Яндекс.Такси" с помощью универсалов Lada Largus.
Срок
действия социальной Программы, заключённой компанией с
Правительством Среднего Урала закончился, и машины из ее гаража два
года назад исчезли.
Есть ещё служба "Социальное такси" в ГАУ "Дом
ночного пребывания", которая занимается доставкой
инвалидов-колясочников до социальных учреждений областного центра.
Нагрузка на службу приличная. Как-никак инвалидов с восьми районов
города надо обслужить. К тому же работает только в будние дни с 8:00
до 17:00 и не предназначена для оказания услуг за пределами
города.
СРООИ "Опора" уже давно борется за полноценную социальную
интеграцию маломобильных граждан в общество.Важным элементом данной
деятельности является обеспечение условий для реализации инвалидами
максимально возможной степени их самостоятельности, позволяющей
выбирать наиболее удобные им способы индивидуальной мобильности и
время их возможного передвижения между объектами жизненной
инфраструктуры. Одним из элементов создаваемой социальной среды,
который в должной мере мог бы удовлетворять этим условиям, является
автомобильный транспорт, пригодный для использования его
инвалидами-колясочниками без ущерба для их безопасности.
Ещё в
2015 году ст.26 Федерального закона N 162-ФЗ "О стандартизации в
Российской Федерации" установила требования к транспортным
средствам, предназначенным для перевозок пассажиров, находящихся в
инвалидном кресле-коляске, и использующимся в качестве такси либо в
качестве социального или личного транспорта.
Много времени с тех
пор прошло. Появился даже Национальный стандарт "Автомобильные
транспортные средства категории для перевозки инвалидов",
разработанный Федеральным государственным унитарным предприятием
"Центральный ордена Трудового Красного Знамени
научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт
"НАМИ" (ФГУП "НАМИ"), но такси до сих пор обслуживает только тех
пассажиров из числа инвалидов-колясочников, кто каким-то образом, но
способен хоть немного передвигаться самостоятельно. Даже помогут в
салоне разместиться, а кресло-коляску в сложенном виде в багажник
уложить. О кресле-коляске с электроприводом и разговора не может
быть. Разве что по винтикам разобрать. Между тем 85% маломобильных
граждан - это люди с заболеванием центральной нервной системы,
способные передвигаться только с помощью кресел-колясок с
электроприводом.
Ничего подобного я не встречал ни в Мексике, ни
в Словакии, где мне пришлось однажды побывать. Отношение ко мне,
инвалиду в коляске, меня там удивило и восхитило. Почему же в
Свердловской области и других регионах к нам такое отношение? В чем
причина?
Может, все дело в Приказе Министерства транспорта РФ от
1 декабря 2015 г. № 347 "Об утверждении Порядка обеспечения условий
доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств
автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а
также оказания им при этом необходимой помощи". Или в Приказе
Минтранса России от 20 сентября 2021 г. N 321 прописывающего
Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа
инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг
автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи?
А,
может, первопричиной тому Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 19.10.2023) закрепляющего "Устав автомобильного транспорта
и городского наземного электрического транспорта" (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.03.2025) или Федеральный закон от 29 декабря 2022
г. N 580-ФЗ "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым
такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими
силу отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации"?
Все эти и другие нормативно-правовые акты
предписывают оказание помощи при посадке инвалида, использующего
кресло-коляску, в транспортное средство и высадку из него, перевозку
кресла-коляски в салоне транспортного средства в сложенном виде или
в багажном отделении транспортного средства без взимания
платы.
Возможна, конечно, перевозка пассажира и в кресле-коляске
в случае, если конструкцией транспортного средства предусмотрены
места для такой перевозки.
При этом ни один Закон, ни один Приказ
не обязывает перевозчиков защищать права инвалидов на мобильность и
интеграцию в общество, для чего иметь в своём гараже транспортные
средства, оборудованные для перевозки маломобильного пассажира
непосредственно в его кресле-коляске. В том числе с
электроприводом.
В
заключение:
Друга моего, Юрия, успокоил его же брат. Григорий
прибыл в Екатеринбург за ним на следующий день, только вечером. Едва
его супруга почувствовала себя гораздо лучше. Причём на минивэне,
специально оборудованным для перевозки инвалида в
кресле-коляске.
Анатолий Холодилин,
СРООИ "Опора"