Путешествие
"Путь до
Лиссабона был просчитан до мелочей..."
Итак, март 2019 года, поездка
Лиссабон-Мадрид
После
моего рассказа о солнечном Узбекистане, я задумалась, о каком
путешествии рассказать дальше. И решила пойти в обратном
хронологическом порядке. Итак, март 2019 года, поездка
Лиссабон-Мадрид. Я не случайно выбрала эти две столицы. Во-первых,
это страны-соседи, добираться из одной в другую очень просто, на
автобусе с городского автовокзала. Во-вторых, Португалия и Испания
очень интересные страны сами по себе.
Я несколько раз отдыхала в
Испании на побережье, раньше отдых на море в Испании был очень
доступен. И никак не получалось посетить Мадрид, это далеко от
Барселоны и дорого. Да и в рамках отдыха ехать на экскурсию в Мадрид
- это ничего не увидеть. Этот город стоит того, чтобы провести в нём
неделю.
Как обычно, я купила авиабилеты за полгода до вылета.
Лететь пришлось через Москву, сначала в Лиссабон, поскольку в
Португалии теплее, потом переезд автобусом до Мадрида и из Мадрида
уже в Москву. При покупке билетов, пытаясь сэкономить, билеты взяла
транзитные, правда, золотое правило путешественника - лететь одной
авиакомпанией соблюла. Маршрут составился очень сложный:
Екатеринбург - Москва - Париж -Лиссабон - Мадрид - Будапешт - Москва
- Екатеринбург. Во что нам обошлась такая экономия, я напишу
позже.
Из Екатеринбурга до Москвы добирались на "Победе", потому
что летели налегке, маленькие рюкзачки за плечами, что ещё надо
нашему брату-туристу?!
Путь до Лиссабона был просчитан до
мелочей, стыковки полтора часа, всё впритык, но компания Эйр-Франс в
меня почему-то вселила уверенность, что всё будет в порядке. Однако
жизнь показала, что мой оптимизм не был ни на чём
основан.
Из
Москвы мы вылетели в Париж с задержкой, но в Париже у нас было 2
часа на пересадку, и мы не очень расстроились. И вот летим мы до
Парижа, и я смотрю на часы и понимаю, что самолет наш в Лиссабон
сейчас взлетит. А мы сядем только через полчаса. И я, зная
по-французски только "пардон и мерси", решила пообщаться со
стюардом. Это было незабываемо!!! Произнеся волшебное "пардон муа"
(простите) в качестве начала разговора, я с глазами "в пять рублей",
тыча пальцем в наши билеты, пыталась объяснить красавцу французу,
что мы опаздываем на следующий рейс. Слава богу, слово "транзит"
имеет международное значение, он меня прекрасно понял и, взяв за
локоток, посадил в кресло и чего-то там прожурчал на своём
музыкальном французском. Короче, не знаю как, (из его речи знакомым
словом было только "мадам"), но мы поняли, что не стоит
беспокоиться, нас... подождут!!!
Я, совершенно обалдев от такого
заверения, буркнула "Окей" и затихла. Мы приземлились, вышли из
самолета, попав в терминал "Е", а вылетать в Лиссабон нам предстояло
из терминала "F". А аэропорт Орли в Париже - один из крупнейших в
Европе, и размерами больше нашего Кольцово раз этак в пять, может,
больше. И где этот терминал, как его искать…
И тут мы увидели,
что работники аэропорта, красотки француженки в форме стюардесс,
стоят каждые 50 метров и машут нам руками, сюда, мол, сюда. Как мы
неслись по этому живому коридору - повороты, переходы, подъёмы и
спуски на эскалаторах - я не помню. Только помню доброжелательные
взгляды и взмахи рук в белоснежных перчатках. Добежав до нужного
терминала и отыскав свой номер выхода на посадку, мы плюхнулись в
кресла и еще ждали полчаса!!! Вот французы - спокойные, никуда не
торопятся…
Правда, никакие таможни и паспортные контроли мы не
проходили, сразу прошли на посадку. Очнулись мы уже на борту, рядом
с Наташей сидела девушка, которая рассказала, что задержки рейса для
Эйр-Франс обычное дело, раз задержали рейс из Москвы, то задержали и
рейс на Лиссабон. А мы-то испугались по-настоящему. Я всегда
предпочитаю лучше приехать пораньше, чем опоздать. В общем, полёт
оказался вполне приятным, нас даже покормили, хотя я покупала билеты
без питания.
Прилетели мы в Лиссабон поздним вечером, вернее,
ночью, метро уже закрылось и оставался крайне не желательный, но
единственный вариант - такси. Начитавшись в Интернете об алчности
португальских таксистов, мы были приятно удивлены, что цена
оказалась вполне приемлемой - аэропорт Лиссабона в черте города,
ехать до отеля совсем недалеко, ночью нет пробок, и поэтому
получилось быстро и недорого. Водитель с удовольствием болтал всю
дорогу, рассказывал о своем городе, что посмотреть, где едем и т.д.
Его английский, такой же плохой, как мой, я понимала, да и вправду
сказать, в основном имена собственные, подготовившись к поездке
заранее, что тут не понять?! Минут через десять мы стояли перед
дверью старинного особняка в историческом центре Лиссабона. Хозяин
нас ждал и заселил в две секунды без всяких формальностей, паспорт,
сказал, потом, - понимал, что мы устали.
Утром мы первым делом
прикупили транспортную карту Лиссабона, по которой мы можем без
ограничения ездить на любом транспорте, и, что самое удобное, для
нас посещение всех самых популярных достопримечательностей
совершенно БЕСПЛАТНО.
Лиссабон очаровывает с
первого взгляда
На
Лиссабон мы выделили два дня, город очень компактный, не очень
большой, решили, что нам хватит. Город расположен на холмах, жили мы
в центре, автобусы, трамваи - всё рядом. Но поскольку город старый,
улицы узкие, как во многих старинных европейских городах, движение
одностороннее, автобусы ходят по кругу, остановку в нужную сторону
найти было сложно, приходилось спрашивать.
И здесь хочу сказать
о местных жителях, какие они чуткие и душевные люди. Ведь
португальский язык нам совершенно не знаком и не понятен, на
английском говорит, в основном, молодёжь, причем тарахтят так, что
вообще не успеваешь ничего уловить. И мы начали спрашивать пожилых,
ведь они самые знающие свой город люди и самые радушные хозяева. Мы
находили все объекты почти без труда, просто показав карту и тыча
пальцем в нужную точку. И люди нам объясняли, как пройти, как
доехать, а если видели, что мы не понимаем - брали за руку и вели
нас до места.
Один раз вышел курьёзный случай. Мы знали, что в
Лиссабоне много выходцев с Украины, они там работают по найму. И вот
едем мы однажды в автобусе и спрашиваем у одного старичка, где нам
лучше выйти, и он, отчаянно жестикулируя, говорит, и говорит, и
показывает в окно, где это.
А говорить ему трудно, у него,
видимо, какое-то заболевание, речь затруднена, но его желание помочь
нам огромно, и мы понимаем уже слова "налево, направо, прямо",
понимаем, киваем, благодарим. И вдруг, сидящая рядом с Наташей
синьора средних лет, встаёт и говорит по-русски: "Разрешите выйти…".
Мы онемели… Она сидела всю дорогу, слушала, как бедный старичок
лопочет, пытаясь нам подсказать дорогу, и молчала… Мы решили, что
она с Украины… Ведь жутко сознавать, что наша соотечественница может
оказаться такой бездушной…
История города
Столица Португалии Лиссабон
расположен на семи холмах, крутых и спускающихся террасами к реке
Тежу. Это старейший западноевропейский город. Его история начинается
в 205 году до нашей эры. Тогда над устьем Тежу (Тахо) на холме
возникло римское поселение Фелиситас Юлия. Вскоре оно стало центром
торговли, оплотом христианства в Империи. В V веке город заняли
германцы, в VIII веке - арабы. В 1147 году его отвоевал у мавров
Альфонсу Энрикеш - первый король Португальский. С того времени
Лиссабон всегда принадлежал Португалии.
Исторических
достопримечательностей в Лиссабоне не так много. Город почти
полностью был разрушен землетрясением и вызванными им цунами и
пожарами в 1755 году. Но его довольно быстро отстроили по проекту
маркиза де Помбала. В Лиссабоне, тем не менее, на каждом шагу
встречаются напоминания об имперском прошлом города: нарядные
дворцы, величественные соборы, памятники королям и
маркизам.
Лиссабон очаровывает с первого взгляда. Здесь роскошные
торговые площади соседствуют с уютными улочками, а величественные
храмы - с домиками, украшенными разноцветной плиткой. Сюрпризы и
удовольствия поджидают вас на каждом шагу.
Начало маршрута. День
первый
В
первый день мы прошлись по историческому центру города, по улицам
центрального района Лиссабона, прогулялись по набережной реки Тежу,
которая делит город на две части и своей бескрайней, как море,
синевой и необыкновенной красотой, делает город великолепным и
незабываемым.
Монастырь
Жеронимуш
Первым объектом нашего осмотра
стал монастырь Жеронимуш, который мы нашли очень быстро и,
очарованные его великолепием, долго фотографировали, смешавшись с
толпой таких же восторженных туристов.
Обитель была основана в
1501 году королем Мануэлем I в честь открытия Васко да Гамой
морского пути в Индию и в благодарность Деве Марии за
покровительство португальским мореплавателям . Именно здесь Васко да
Гама и его спутники провели в молитве ночь перед путешествием. В
центральном храме монастыря хранится саркофаг с останками
мореплавателя. На удивление, фото усыпальницы Васко да Гамы
получилось очень хорошо. Обычно, в базиликах очень темно, и
намучаешься, пока найдёшь подходящее место для съемки.
Монастырь иеронимитов,
Жеронимуш
Усыпальница Васко да
Гамы
Почётный член Списка всемирного
наследия ЮНЕСКО и место упокоения Васко да Гамы, монастырь Жеронимуш
- одно из красивейших сооружений Лиссабона и красноречивое
свидетельство процветания Португалии в эпоху Великих географических
открытий. Прекрасно здесь без преувеличения всё: зубцы, башенки и
шпили фантастического стиля мануэлин, чьи мотивы навеяны готикой и
морем, нежно-бежевый цвет фасада, сложенного из песчаника, пышные
фонтаны и брусчатка главной площади, на которой выложены изображения
знаков зодиака...
Монастырь Жеронимуш
Памятник
Первооткрывателям
Пройдя по набережной, мы
осмотрели памятник Первооткрывателям.
Португальцы очень трепетно
относятся к подвигам своих мореплавателей. Памятник
Первооткрывателям посвящён путешественникам, мореплавателям,
миссионерам - героям эпохи Великих Открытий. Каравеллу из белого
известняка на набережной Белема установили в 1960 году. На борту
"корабля" - 32 фигуры с Энрике Мореплавателем во главе. На площади
перед монументом выложена карта мира с маршрутами и датами
португальских морских экспедиций.
Памятник
Первооткрывателям
Башня
Белен
"Напоминание о великих
географических открытиях, заложивших основу современного мира" - с
такой формулировкой в 1983 году ЮНЕСКО включило башню Белен в Список
всемирного наследия. Великолепный образец экзотического стиля
мануэлино и величественный бастион в устье реки Тежу, башня Белен по
праву считается одной из главных достопримечательностей Лиссабона и
входит в число семи чудес Португалии.
С 1515 г. башня встречает
возвращающихся в родной город лиссабонских моряков венецианскими
аркадами, обилием архитектурных украшений и статуей Девы Марии
Благополучных Возвращений - покровительницы португальских
мореплавателей со времён Васко да Гамы. Сюда стоит прийти, чтобы
полюбоваться изумительной архитектурой, осмотреть коллекцию
старинных пушек в казематах, увидеть необычные скульптуры носорогов
и насладиться видами речных просторов.
Башня Белен
Дева Мария - покровительница
моряков
Следующим по маршруту был
знаменитый мост через реку Тежу
Мост
имени 25 апреля - это невероятно красивый подвесной мост, который
является архитектурной достопримечательностью Португалии. Мост
соединяет берега города Лиссабона и муниципалитет Алмада,
находящиеся между рекой Тежу. Открытие моста произошло ещё в 1966
году, а в конце 20 века по мосту проехал первый поезд. Мост имени 25
апреля безумно похож на мост Голден Гейт в Сан-Франциско, так как у
обоих мостов есть схожие конструкции. Оба моста считают канатными
подвесными. А также схожа и цветовая гамма мостов. И это
неудивительно, ведь оба моста сооружала одна и та же строительная
компания. Общая протяженность моста достигает почти 2500 метров.
Благодаря своим размерам он входит в двадцатку длиннейших подвесных
мостов на планете. Верхняя часть моста обладает автострадой с шестью
рядами движения автотранспорта, а нижняя - железнодорожными
путями.
Мост через реку
Тежу
Статуя Христа в
Лиссабоне
Расположенная на противоположном
историческому центру города берегу реки Тежу, рядом с мостом 25
апреля, статуя Христа в Лиссабоне - точная, но уменьшенная на 10
метров копия знаменитого символа Рио-де-Жанейро. Воздвигнутый в 1959
году монумент - знак благодарности жителей португальской столицы за
то, что Господь оградил Португалию от конфликтов Второй мировой
войны.
Возвышающийся на 82-метровом пьедестале памятник высотой
28 метров простирает руки к Лиссабону, словно обнимая и защищая
город. Статуя великолепно видна практически из любой точки города.
Дополнительную высоту сооружению придаёт естественный утёс высотой
133 метров над уровнем моря, на котором расположен комплекс,
Пьедестал в форме трапеции прорезан четырьмя продольными
вертикальными сквозными нишами, ориентированными по сторонам света в
знак всеобъемлющей власти Спасителя. Еще один символ - простирающая
руки к городу статуя Христа, вырисовывающаяся на фоне неба в виде
креста.
В одной из колонн боковых стен пьедестала располагается
лифт, который доставляет туристов на смотровую площадку у подножия
скульптуры, на высоте 82 м. Прямо перед вами, кажется, на расстоянии
вытянутой руки, протянулись пилоны моста 25 апреля, у подножия несёт
свои воды река Тежу, а на противоположном берегу взбирается по
склонам холмов практически весь Лиссабон.
Чтобы добраться до
Кришту Рэй (именно так называют статую Христа португальцы) нам
пришлось очень постараться. Все местные, у которых мы спрашивали,
как добраться, все в один голос предлагали плыть на пароме по реке.
Вот на таком паромчике. Ведь на такси, говорили они, очень дорого,
много, много мани, твердили все.
Статуя Христа
Но
побывать в Лиссабоне и не проехаться по знаменитейшему мосту было бы
непростительной глупостью. Наташа, как водитель, настояла, чтобы мы
поехали на машине. И мы просто подошли к совершенно незнакомому
водителю и попросили, чтобы он нас довез туда и обратно. И опять нам
повезло, - он предложил совершенно приемлемую цену. Взяв машину, мы
сэкономили кучу времени, потому что день был расписан буквально по
минутам.
А уж какое наслаждение мы испытали, мчась по мосту:
шесть полос автобана, машины летят, вид из окна - дух захватывает!
Где ещё такое увидишь: река, необъятная, как море, по обеим сторонам
город, домики с красными черепичными крышами, белое кружево
монастырей и дворцов, сочная зелень парков и скверов, и все это
залито ослепительными лучами весеннего солнца. И пролетели мы это
расстояние 2,5 км минут за 8, постояв еще минуты три на шлагбауме на
въезде в другой район за рекой - Алмада.
К статуе Христа,
поплыви мы на пароме, нам пришлось бы подниматься километра три
пешком, а так мы подъехали к самой площадке. Водитель дал нам 40
минут, чтобы мы насладились видом со статуи, и спокойно уткнулся в
газету. Мы сели в лифт и поднялись на 82-метровую высоту пьедестала
Кришту Рэя. Площадка была огорожена сеткой, иначе нас всех бы сдуло
на раз-два-три. Ветер на высоте был такой, что люди держались друг
за друга или за сетку ограждения. А ведь нам хотелось все это
великолепие сфотографировать. И вот мы, вцепившись друг в дружку,
попросили девочек-китаянок нас сфоткать. Видок на фото, надо
сказать, еще тот. Но он совершенно отражает всё выше сказанное и
будит незабываемые воспоминания.
Статуя Христа на фоне неба в
виде креста
Вцепившись друг в дружку,
попросили девочек-китаянок нас сфоткать
Вернувшись в город, мы
пешком дошли до площади Коммерции.
Центром культурной и
общественной жизни любого города являются площади. В Лиссабоне - это
Площадь Коммерции, которая также нередко именуется Торговой или
Дворцовой.
Дворцовая площадь
Торговая
площадь
Торговая площадь - это место, с
которого в 15 веке началось бурное развитие Лиссабона как отправной
точки великих географических открытий. Тогда она называлась
Дворцовой, так как первым строением на ней был королевский дворец
Рибейра. Дальше пошло строительство порта, верфи, Дома Индии и
других административных зданий, связанных с международной морской
торговлей, и это дало толчок развитию этого района у реки. Близость
к воде и погубила Дворцовую площадь - во время землетрясения её
постройки были буквально сметены подземными толчками и шквалом воды.
В 1775 году на площади был торжественно открыт единственный в
Лиссабоне памятник королю Жозе I, при котором произошли наводнение
1755 года и восстановление Лиссабона.
Памятник королю Жозе I на
площади Коммерции
Байша
или Нижний город - один из самых ярких и запоминающихся районов
Лиссабона. Это кварталы идеально ровных улиц, пересекающих друг
друга под прямым углом. Вся Байша была разрушена землетрясением 1755
года, а затем восстановлена по проекту маркиза де Помбала. До этого
застройка была более хаотичной, а на месте главной площади находился
королевский дворец. Стихийное бедствие разрушило практически весь
город, особенно пострадал именно Нижний, расположенный ближе к реке
район, так как следом за землетрясением начались пожары, а затем с
океана по реке пришла очень высокая волна, которая смыла терпящих
бедствие и остатки построек в воду.
Праса-ду-Коммерсиу и
Триумфальная арка
В
центре Байши на площади Коммерции (Праса-ду-Коммерсиу) находится
Триумфальная арка, поднявшись на которую открывается изумительный
вид на порт и на реку Тежу. Триумфальная арка, особенно хороша, её
венчают скульптурные аллегории Славы и Доблести, через неё можно
выйти на руа Агушта - главную пешеходную улицу квартала с множеством
кафе, магазинов и уличных торговцев. На вершине Триумфальной арки
располагается одна из многочисленных смотровых площадок Лиссабона, к
которой ведут крутая спиральная лестница и лифт.
Триумфальная арка
Поднявшись на обзорную площадку
на Триумфальной арке, можно сделать шикарные фотографии - вид на
набережную реки Тежу, и на главную улицу руа Аугушта.
Вид на набережную
Колокол на Триумфальной
арке
Надо
сказать, что переполненные обилием впечатлений, мы вообще не ели в
Лиссабоне - не успевали. Вечером, уставшие, доползли до нашего
временного пристанища, и никуда нам уже не хотелось идти. И мы
решили отметить удачное начало нашего путешествия, купили бутылочку
португальского вина и клубнику и поужинали . Были какие-то
бутерброды из дома, а свежая клубника в марте - что может быть
круче!!!
Вечером, болтая с домашними по
Вотсапу, рассказывали им об увиденном. Они никак не могли понять,
как мы перемещаемся, как находим нужные места. Наташина подруга всё
твердила - а как же языковой барьер!!! Сейчас пишу и сама не понимаю
- как мы не заблудились, не потерялись, как люди нам помогали, и мы
их понимали!!! Как будто вмешались силы небесные, не иначе.
Второй день был посвящён осмотру исторического района Лиссабона
- Алфаме. И начали мы с главной улицы Лиссабона - руа Аугушта.
Крупнейшая пешеходная улица Лиссабона, главная торговая зона и
излюбленное место прогулок местных жителей, улица Аугушта начинается
прямо от Праса-ду-Комерсиу. Туриста здесь встретят замечательной
красоты мозаичные тротуары, симпатичные кафе на открытом воздухе,
обилие бутиков международных и местных брендов, художники, музыканты
и мимы... словом, пёстрая круговерть неизменно согретой солнцем и
хорошим настроением столицы Португалии. По обеим сторонам улицы
Аугушта на вас смотрят разноцветные фасады старинных особняков,
отделанные знаменитой керамической плиткой - азулежуш, огромные
витрины кафе с выставленными в них фирменными пирожными и сладостями
привлекают толпы туристов.
Улица Аугушта сродни Бродвею или
Рамбле: именно здесь перед туристом открываются все секреты
повседневной жизни города. Имеет смысл прийти сюда несколько раз в
разное время дня: утром по Аугуште спешат на работу клерки, днём
наслаждаются португальской сиестой студенты, лентяи и домохозяйки,
вечером расцвечиваются мягкой иллюминацией окна кафе и фасады домов,
и так приятно провести здесь час-другой за напитком или вкусной
трапезой. С московским Арбатом Аугушту роднят уличные музыканты и
художники, услаждающие слух и взор праздных гуляк произведениями
своих искусств. Нам не удалось попасть на живой концерт знаменитого
португальского романса, не хватило времени, а на руа Аугушта мы
послушали его в записи.
руа Аугушта
Вид на главную улицу - Руа
Аугушта с обзорной площадки Триумфальной арки
Живые скульптуры на руа
Аугушта. Кукла в белом
Кафе "Бразилейра" в
Лиссабоне
"У
бразильянки" - "А Бразилейра", так называется одно из самых
известных кафе Лиссабона, расслабиться за чашечкой отличного кофе на
эспланаде которого почитает за честь каждый турист португальской
столицы. "Бразилейра" для лиссабонцев место встречи деловых людей и
богемы, место, где веселье продолжается далеко за полночь, где
потчуют разными вкусностями (в особенности, кофе и пирожными), где
можно всегда узнать последние новости и сплетни или пуститься в
жаркую дискуссию. Особая атмосфера колониальной Португалии - самая
яркая "фишка" "Бразилейры": интерьеры ар-нуво, старинные банки с
кофейными зёрнами и всегда оживлённая барная стойка... кажется, что
морской путь из Европы в Индию был открыт только вчера!
Немного
истории
Кафе
"Бразилейра" ведёт свою историю с 1905 года. Именно тогда в доме №
122 по улице Гарретт предприимчивый коммерсант Адриано Тейес взял в
аренду старый магазин мужских сорочек и развернул в нём торговлю
бразильским кофе, в ту пору ещё бывшим в диковинку в Португалии, и
другими колониальными товарами. Тейес прожил много лет в Бразилии и
пристрастился к кофе, а для расширения торговли продуктами
колониальных земель решил приучить лиссабонцев к этому крепкому
ароматному напитку. Каждому покупателю (в "Бразилейру" приходили за
вином, оливковым маслом, тапиокой, чаем и специями) хозяин предлагал
бесплатную чашку кофе. С течением времени жители Лиссабона стали
заглядывать в "Бразильянку" уже за зёрнами кофе, а остальное
покупали по случаю. Тогда заведение превратилось в кафе-магазин, где
можно было выпить кофе и вина, полакомиться вкусными пирожными и
купить с собой пакетик-другой кофейных зёрен.
В 1922 г.
помещения переоборудовали в стиле ар-нуво - и этот облик
"Бразилейры" сохранился до наших дней, став её визитной карточкой.
В "Бразилейре" нужно непременно заказать крепкий бразильский
кофе со слоёным пирожным "паштел-де-ната" - это я усвоила при
подготовке к поездке.
У кафе
У витрины
Скажу
честно, я ещё дома столько прочитала про это знаменитое кафе, так
хотелось попробовать эти знаменитые слоёнки, и так это красиво всё
выглядело в витрине, что мы даже поначалу пристроились в хвост
очереди желающих попасть в кафе. Но очередь двигалась слишком
медленно, и цена крошечного пирожного в 5 евро показалась
неоправданно высокой, а плюс кофе и подавно, и мы ушли, и правильно
сделали - на соседней улице мы увидели точно такие же пирожные за
один евро и откушали…И были так разочарованы - настолько сладко,
ужас, приторный вкус не мог заглушить даже кофе. Наши Пол Бейкери
гораздо приятнее.
Больше ни о каких пирожных в Лиссабоне мы не
помышляли, хотя, как странно, - во всех кафе и кондитерских, которые
мы встречали на пути, толпы туристов поглощали эти жуткие слойки в
безумных количествах . Но о вкусах не спорят…
Лифт
Элевадор-ди-Санта-Жушта
Основная достопримечательность
района Байша - лифт Санта-Жушта, вертикальный подъёмник, который за
пару минут доставляет пассажиров на площадь Карму, расположенную на
32 м выше нижней станции. Эта изящная металлическая конструкция
привлекает тысячи туристов.
Элеватор Санта-Жушта - неоготический
лифт в старом центре. Построен в 1902 году, вначале действовал с
помощью паровых машин. Кабины одновременно поднимают по 20
пассажиров. Высота лифта составляет 45 м, он связывает районы Байша
и Шиаду.
Наташа на пути к
лифту
Не удивляйтесь, если
архитектурный облик лифта Санта-Жушта покажется вам до боли знакомым
- проектировал его Рауль Месньер, любимый ученик и преданный
последователь Густава Эйфеля. Подойдя к лифту, не спешите внутрь -
насладитесь стройностью его стальной конструкции, столь напоминающей
творения Эйфеля. Здание выполнено из чугуна, стали и цемента - на
рубеже 19-20 веков это был красноречивый символ научно-технического
прогресса. Шесть ярусов ажурных аркад скрывают винтовую лестницу, по
которой можно подняться в Верхний город Лиссабона, не прибегая к
помощи механизмов. Воспользоваться Санта-Жуштой стоит, во-первых,
чтобы оценить инженерный гений начала 20 века, во-вторых, чтобы
почувствовать себя настоящим коренным лиссабонцем, в-третьих, чтобы
насладиться замечательным видом на город, открывающимся с верхней
площадки лифта.
Немного
истории
Холмистая местность, на которой
расположен Лиссабон, всегда представляла проблему для перемещения
жителей города между его нижним районом Байша и верхним Карму. Даже
соседние параллельные улицы часто были связаны крутыми лестницами,
регулярно преодолевать которые были в состоянии только физически
развитые лиссабонцы. Попытки облегчить участь остальных жителей
предпринимались с 1870-х годов: в частности, инженер Роберто Арменио
предложил мэрии проект своего рода конки, в которой пассажиров
доставляли бы в верхние районы рельсовые вагончики на лошадиной
тяге.
Разработка Рауля Месньера, представленная городскому
совету в 1896 году, оказалась более жизнеспособной: инженер
предлагал связать улицы с наибольшим перепадом высот (32 м) лифтом,
приводимым в действие паровой машиной. Конструкция должна была
состоять из стали и бетона и сочетаться с архитектурным обликом
Байшы. Отцы города дали добро, и в 1900 году началось строительства
лифта Санта-Жушта. В августе 1901 года король Португалии Карлос I
торжественно открыл лифт, но работать для населения он начал лишь
годом позже. В 1907 году паровой механизм был заменен на
электрический. В 1973 году лифт Санта-Жушта был включён в городскую
систему исторических трамваев, а в 2002-м отпраздновал своё столетие
и вошёл в Список наследия Лиссабона.
Прибыв на верхнюю станцию
лифта, мы поднялись на открытую смотровую площадку павильона. Вид
оттуда - дух захватывает.
Вид со смотровой лифта. Вдали
видна крепостная стена - это замок Св.Георгия
Вид со смотровой на старый
Лиссабон. Дома кажутся игрушечными, а плотность застройки такая, что
кажется - между крышами нет свободного пространства
Поднявшись наверх, мы начали
наше путешествие по самому старому из сохранивших свой первозданный
облик району Лиссабона - Алфаме. Верхний город наименее пострадал от
землетрясения 1775 года, здесь находятся самые роскошные храмы
Лиссабона - Кафедральный собор, церковь Святого Роха, базилика
Эштрелла. Необычайно интересно просто бродить по узком улочкам
Алфамы, разглядывая фасады, отделанные той самой знаменитой плиткой
азулежуш, и, уверяю вас, рисунок орнамента на каждом доме уникален,
он нигде не повторится, сколько бы вы не ходили по улицам, вы не
найдете повторения.
Особняки с
азулежуш
Фонтан на площади в
Алфаме
Улочки Алфамы узкие, тёмные,
мощённые булыжниками, - улочки средневекового города. Если бы не
автомобили на улицах, можно было бы подумать, что попали в
прошлое.
Улочки Алфамы
Лиссабонский
собор
Кафедральный собор Лиссабона был
построен на месте древней мечети после отвоевания территории мавров
христианами в 1150 году. Еще ранее земля нынешнего храма была занята
римской церковью, принадлежавшей вестготам в IV-V веках. В XIV веке
была проведена существенная перестройка собора, в результате которой
здание приобрело существенные черты готического архитектурного
стиля. В этот период был возведён новый хор с окружающим его венцом
капелл. Также к сооружению пристроили внутренний
дворик.
Внутреннее убранство храма отличается спокойствием и
сдержанностью. Интерьер сооружения выполнен в тёмных тонах и
является до аскетизма простым.
Кафедральный
собор
Музыканты на ступенях
кафедрала.
Фигуры этих молодых ребят немного оживили облик
строгого и чопорного Кафедрала
Базилика-да-Эштрела
Базилика была построена по
приказу королевы Марии I Португальской в исполнение обета после
рождения её сына, принца Жозе. Храм строился с 1779 по 1790 год и
был закончен спустя два года после скоропостижной кончины наследника
престола. Величественное сооружение стоит на холме, расположенном в
западной части Лиссабона, благодаря чему купол видно почти из любой
точки города. Храм имеет две колокольни, украшенные статуями святых
и аллегорическими фигурами. Но главной достопримечательностью
Базилика-да-Эштрела является скульптурная группа "Рождество",
состоящая из более чем 500 скульптур. В базилике похоронена королева
Мария.
Базилика
Эштрела
Наташа у скульптуры при входе
в Базилику
Церковь Святого
Роха
Но
самое больше впечатление на нас произвела церковь Святого Роха.
Скромное здание изнутри оказалось просто наполнено сокровищами. Сама
церковь настолько богато украшена скульптурами и картинами, что даже
не понимаешь, что это - храм или картинная галерея. Построенная на
месте старинного кладбища, где хоронили жертв эпидемии чумы, церковь
святого Роха стала первым храмом иезуитов (служителей Иисуса) в
Португалии.
Церковь св. Роха в Лиссабоне -
одна из старейших иезуитских церквей мира и самая древняя иезуитская
церковь в португалоязычных странах. В 1505 году Лиссабон был разорён
чумой, которую привезли на корабле из Италии. Король и двор были
даже вынуждены на некоторое время бежать из Лиссабона. Место
Сан-Роке за пределами городских стен (ныне район, известный как
Байрру-Альту), стало кладбищем для жертв чумы. В 1485 году король
Мануэл I отправил из Венеции реликвию св. Роха, покровителя жертв
чумы. Жители Лиссабона решили возвести на этом месте храм для
размещения реликвии. Святыня была открыта 24 марта 1506 года и
освящена 25 февраля 1515 года. Сама церковь святого Роха почти не
пострадала от стихии. Церковь до сих пор принадлежит религиозному
благотворительному обществу.
В соответствии с иезуитскими
традициями, церковь имеет скромный внешний вид, контрастирующий с
роскошным убранством. Внешний вид церкви довольно скромный, но
внутри всё очень красиво - фрески, роспись, картины, статуи. Для
отделки применялись ценные материалы, которые были использованы для
оформления стен и потолка (мрамор, ценные породы дерева, аметист,
агат, лазурит, слоновая кость и т.д.).
Церковь Святого
Роха
Расписанный потолок нефа
создает иллюзию цилиндрического свода, поддерживаемого четырьмя
большими арками, покрытыми завитками и другими декоративными
элементами. Между арками написаны квадратные балконы, а "над" этими
балконами - три огромных купола, поднимающихся на кольцах с
открытыми арками и колоннами. Большая часть росписи была написана
между 1584 и 1586 годами Франциско Венегасом, королевским художником
короля Филиппа II.
Потолок около фасада церкви пострадал в
результате землетрясения 1755 года и был перестроен и перерисован.
Весь потолок был восстановлен в 2001 году, а краска очищена или
отреставрирована.
Потолок в церкви
св.Роха
Не
менее впечатляюще выглядит и главный алтарь храма. Щедро украшенный
скульптурными изображениями видных деятелей иезуитского ордена,
главный алтарь является неотъемлемой частью внутреннего интерьера и
его уникальной изюминкой.
Главный алтарь
Алтарная часть датируется 1708
годом и является работой мастера-резчика Бенто да Фонсека де
Азеведо. Основной сюжет сфокусирован вокруг центрального изображения
Голгофы, окруженной "кружевом" ангелов из мягкой древесины на
барельефном фоне из гипса, окрашенного темперой и позолотой,
которое, вероятно, представляет Иерусалим.
Это
был новый аспект, способствующий возникновению театрального вкуса в
оформлении церквей в Португалии. Статуи святых действуют как зрители
центральной сцены: Голгофа и Пьета на фоне живописного фона,
нарисованного на панели, закрывающей часть алтаря.
Монументальное изображение картины Богоматери Боли и "кружево"
ангелов, окружающих лучи распятия, являются типичными элементами
лиссабонской школы декора.
В церкви множество часовен,
одна другой краше.
Часовня
Богоматери
Часовня святого
причастия
Капелла святого Роха. Её
отличительными особенностями является изразцовое панно эпохи
Возрождения. Данное панно представляет собой уникальный шедевр и
один из самых первых образцов, созданных в технике португальской
майолики, для которой характерно использование синих, красных и
зеленых узоров на жёлтом фоне.
Часовня святого
Роха
Также
церковь святого Роха известна своей пинакотекой, где собраны
картины, которые повествуют о жизни Иисуса Христа и других святых,
предметы церковного культа, старинные зеркала и другие
сокровища.
Сокровища в музее св. Роха
Прогулкой по Алфаме мы завершили
программу осмотра португальской столицы, точнее, её исторической
части. Вечером мы приехали на автовокзал Лиссабона, чтобы автобусом
добраться до столицы Испании - Мадрида. Автовокзал Лиссабона нас
поразил, настолько он необычный и красивый. И просторный, и удобный
для пассажиров. Везде указатели, всё подписано и пронумеровано.
Никаких проблем с выходом на посадку не возникло.
Автовокзал Лиссабона - в
лучах солнца он золотой
Когда солнце клонится к
закату - автовокзал стал серебряным
Билеты на рейс до Валенсии через
Мадрид мы брали по интернету месяца за два до поездки. Нам
предстояло проехать 876 км, рейс для удобства взяли ночной, чтобы
выспаться в автобусе и утром начать покорять Мадрид. Но Мадрид - это
уже совсем другая история.
Анна
Новопашина
Местная организация
ВОИ
Ленинского района г. Екатеринбурга
Фото: Интернет,
участники путешествия