НОВОСТИ
Круглый стол
"Доступная среда"
22 сентября
областная организация ВОИ и Счётная палата Свердловской области
провели "круглый стол" на тему "Аудит эффективности использования
денежных средств на реализацию комплексной программы "Доступная
среда". В "круглом столе" участвовали, помимо местных организаций
ВОИ, представители других общественных организаций инвалидов, а
также начальник отдела по делам инвалидов министерства социальной
политики Свердловской области Ирина Новосёлова.
Из
выступления аудитора Счётной палаты Свердловской области Валерия
Шарина:
В план работы Счётной палаты Свердловской области
включено мероприятие "Аудит эффективности использования денежных
средств на реализацию комплексной программы "Доступная среда" за
2014-2015 годы".
Дело в том, что выделяются довольно большие
денежные средства на эту программу и встаёт вопрос: насколько
эффективно чиновники их расходуют? Они принимают программы, а эти
программы удовлетворяют ли требованиям и чаяниям тех людей, на
которых они направлены, именно на маломобильные группы населения?
Для этого мы проводим социологический опрос, чтобы подготовить
рекомендации для правительства, а, может быть, даже и выступить с
определёнными требованиями по приведению существующих объектов в тот
вид, чтобы они были доступны для маломобильных групп
населения.
Мы разработали анкету для пользователей вот этой
доступной среды, которые периодически или каждый день сталкиваются с
этими объектами, с этой средой, начиная с подъезда своего дома и
заканчивая больницей. Конечно, нам хотелось бы знать ваше мнение по
конкретным объектам, чтобы выходить, например, в правительство с
какими-то предложениями, конкретно указывая объекты. Вы можете выйти
за рамки этой анкеты, изложив свои мысли в дополнительном
приложении.
И если у нас не будет от вас информации, данных
конкретных, то нам сложно будет какую-то свою позицию сформулировать
и её отстаивать…
Далее участники
круглого стола получили "Опросные листы по оценке удовлетворённости
инвалидов и граждан пожилого возраста условиями доступности
социальных объектов и услуг в приоритетных сферах
жизнедеятельности".
Опросные листы содержат 15 вопросов, начиная
с первого: "К какой категории маломобильной группы населения Вы
относитесь?" и, заканчивая последним: "Как Вы считаете, улучшилась
ли в Вашем населённом пункте отношение населения к проблемам
инвалидов по сравнению с 2014-2015 годами?"
Из выступлений
участников "круглого стола" наиболее содержательным было выступление
руководителя региональной общественной организация инвалидов "Опора"
Анатолия Холодилина. В течение 17 минут Анатолий Иванович рассказал,
что противодействует эффективному расходованию бюджетных средств на
формирование доступной среды, что происходит в результате этого
противодействия, и сформулировал предложения, главное в которых -
формировать доступность услуг, а не доступность к
объектам.
Подготовил Евгений
Арбенев
Фото автора
Что противодействует
эффективному расходованию
бюджетных средств на формирование
доступной среды?
1. Издание
нормативно-правовых документов и проектов строительства или
капитального ремонта объектов по принципу "Три "П" (палец, пол,
потолок).
2. Игнорирование требований действующих
нормативно-правовых актов;
3. Отказ в организации взаимодействия
с теми руководителями общественных организаций инвалидов и с теми
людьми с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют
соответствующие знания и понятия о том, как добиться доступности
того или иного объекта, каким образом обеспечить доступность услуг
для различных категорий инвалидов, даже с тяжелой формой заболевания
или травмы. Причем без фанатизма , используя разумный подход с целью
эффективного использования финансовых средств собственником объекта.
Правило "Ничего для нас без нас" должно быть основополагающим в
вопросах формирования доступной среды жизнедеятельности.
Что происходит ,
когда не соблюдаются эти три принципа?
1. Постановлении
Правительства от 26.12.2014г №1204-ПП (вместо 743-ПП, которое мы
раскритиковали под заголовком "Левой писали, правой чесали") "О
предоставлении специальных устройств, приспособлений, технических
средств реабилитации в целях создания условий доступности для
инвалидов-колясочников жилых помещений, входных групп в жилых домах
в 2014-2015 годах". Данным нормативно-правовым актом прописан
порядок обеспечения инвалидов-колясочников ступенькоходами и
лестничными подъемниками гусеничного типа.
Данные технические
устройства
а) травмопасны;
б) не приспособлены для
транспортировки пользователей кресел -колясок с электроприводом,
колясок активного типа, колясок для больных ДЦП . Таковых среди
колясочников 90%. Кроме того, использовать такие устройства можно
там, где высота ступеней 12 см и они с ровными углами. Причем только
в сопровождении физически крепкого человека. Способного удержать, в
случае нестандартной ситуации, до 150 кг веса.
Обеспечили такими
ступенькоходами Екатеринбургскую службу "Социальное
такси",Екатеринбургскую филармонию, театр Музкомедии, выкинув за
каждый из них около 300 тыс.руб на ветер.
в) вызывают
раздражение портативные пандусы, которые травмоопасны. В лучшем
случае их можно использовать для преодоления бордюров. Но это уже
смешно.
г) с другими ТСР(поручни-скобы)можно с некоторой натяжкой
можно согласиться. Срок службы таких приспособлений более 10 лет.
Это хорошо, но тратить на них деньги - не разумно. Каждый инвалид
может самостоятельно приобрести 2-3 скобы для себя.
2. Областной
центр реабилитации инвалидов построен по проекту, грубо нарушающему
права человека с ограниченными1 физическими возможностями на свободу
передвижения и самостоятельное обслуживание. Это касается и первой
очереди, и "Культурно-оздоровительного центра".Что имеется в
виду?
а) Отсутствие пандусов в зданиях с первого этажа по пятый.
Что лишает колясочников эвакуации в случае возникновения пожара
(лифты в таких случаях обесточиваются).
Нам могут возразить,
заметив, что в здании "Культурно-оздоровительного центра" есть
пожаробезопасные зоны и спасательные рукава. Но;
-т.н.
"пожаробезопасные зоны" напоминают уголок для уединения влюбленных.В
них должны быть предусмотрены:
- самостоятельные эвакуационные
выходы (к СП 59.13330.2012, Б.28);
- при пожаре в них должно
создаваться избыточное давление 20 Па при одной открытой двери
эвакуационного выхода ( к СП 59.13330.2012, 5.2.29);
Ничего этого
нет. В качестве альтернативы предложен вариант эвакуации с помощью
спасательных рукавов (каждый стоимостью около 1 млн.руб). С помощью
этого устройства здоровому человеку с трудом удается эвакуироваться,
а тому, у кого парализованы руки, ноги не получится и голову
просунуть в рукав. Не говоря про то, чтобы забраться в него. Даже
двум физически крепким мужчинам вряд ли удастся поднять 80-100кг
реабилитанта и затолкать его в рукав. А потом еще после приземления
кому-то надо поднять его и пристроить в достаточно комфортное место.
Ведь сам он передвигаться без кресла-коляски не может.
б) Кроме
того:
-Вход в здание центра оснашен не автоматически
открывающейся дверью, а обычной, механической, которую
инвалид-колясочник не способен самостоятельно открыть;
- Совмещенные и
раздельные санузлы в обоих зданиях центра сооружены и оснащены так,
что 85% инвадидов-колясочников не могут ими воспользоваться
самостоятельно;
- Бассейн лишен пандуса (угол которого в бассейне
должен быть не более 4 градусов), ограничились электроподъемником. А
как выбираться из воды колясочнику в случае пожара или просто
отключения электричества?
Данные просчеты
грубо грубо нарушают права инвалидов на доступность, мобильность,
самостоятельный образ жизни (ст.9,19 ,20,26 Конвенции о правах
инвалидов). Что влечет за собой дискриминацию (ст.19 Конституции РФ
, ст.2 Всеобщей декларации прав человека, ст.2 Международных пактов
о правах человека, ст.14 Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод, правило три резолюции "Стандартные
правила обеспечения равных возможностей для инвалидов").
3. В настоящее
время в Екатеринбургском метро для перевозки инвалидов-колясочников
по эскалатору применяются специальные платформы, прозванные
"Гадзиллой". По оценке тех, кто пользовался ими, данные устройства
достаточно неудобны: одни испытывают страх, другие стресс, третьи
возмущены отсутствием права на независимость и самостоятельность.
Словом -полный дискомфорт. СРООИ "Опора" обратилась в Министерство
промышленности и науки с предложением устанавливать в метро
эскалаторы с платформой - трансформер . Эскалатор работает в обычном
своем стандартном режиме, но когда нужно по нему забраться
колясочнику или людям с детскими колясками, то эскалатор включается
в "режим платформы" при котором три специально отмеченные ступени
соединяются в один уровень . В результате чего образуется
своеобразная площадка, на которую можно встать без посторонней
помощи. А чтобы не произошло случайного отката назад, выдвигаются
специальные ограничители, что обеспечивает безопасность
людей.
СРООИ "Опора" получила письмо за подписью Председателя
комитета по транспорту ,организации дорожного движения и развитию
улично-дорожной сети А. В. Курлыкова. В письме сообщалось, что
"Руководством ЕМУП "Екатеринбургский метрополитен" направлено ваше
предложение в адрес ЗАО "Элес" (разработчику и изготовителю
эскалаторов для станции "Чкаловская" г. Екатеринбурга) для
рассмотрения возможности реализации данного решения. Дальше
тишина.
4. Доступность
услуг медицинских учреждений плохо решается. За исключением ОКБ
№1,Березовская городская больница. Самое ужасное положение в
Екатеринбурге. Делаются ремонты, устанавливаются перила ,поручни, но
пользоваться ими невозможно. И вообще непонятно, для чего эти
приспособления устанавливаются: ЦГБ №7, ГБ №40,областной госпиталь
ветеранов войн.
5. Доступность
услуг учреждений культуры формируется по системе "Тяп-Ляп"
Яркий
тому пример- Театр юного зрителя. Средства затрачены огромные, но
доступность для маломобильных людей не продумана:
-входные двери
без помощника не открыть;
-услуги санузла не каждому
доступны;
-чтобы в буфет пройти воды попить,через зрительный зал
необходимо передвигаться, хотя возможность пандус соорудить
есть.
-вместо пандуса в зрительный зал установлен
электроподъемник. Это дороже, не практично. В случае пожара им не
воспользуешься. сомнут.
5. В качестве примера для подражания
можно назвать объект в Екатеринбурге по Малышева,101 и Свердловское
протезно-ортопедическое предприятие, стадион Уральская футбольная
академия (недостатки -недоступные санузлы, пути эвакуации при пожаре
не совсем удобные, требуется заменить на входе в помещения
противоскользящие резиновые покрытия.
Предложения:
Главное -
формировать доступность услуг, а не доступность к объектам. Для
решения данной задачи предлагаем:
*сформировать команду экспертов
из числа-инвалидов , разбирающихся в нюансах формирования доступных
услуг и прошедших соответствующее обучение.;
*разработать
рекомендации для соцучреждений, которые рекомендовать собственникам
объектов .СРООИ "Опор" их разработала, их одобрили 4 общественные
организации инвалидов.
*при выборе подрядчиков по обустройству на
объектах доступной среды, акцентировать внимание не на их заверения,
а на их знания по эффективному решению данной проблемы. СРООИ
"Опора" заключила негласное соглашение с управлением строительства
ООО "Капитал - МК" (ул.Сакко-Ванцетти 58 офис 2), которое оценку
состояния объектов и свои решения по подбору технических устройств и
приспособлений будет проводить только во взаимодействии с нашими
специалистами;
*принимать объекты на доступность услуг только с
участием команды экспертов.
Председатель СРООИ "Опора"
А.И.Холодилин