НОВОСТИ
70 лет Великой
Победе
"Боевая слава Урала"
25 августа, в пору, когда на Урале "наводят грусть жёлтые дожди",
Музей военной техники "Боевая слава Урала" был заполнен людьми с
инвалидностью, которых на протяжении вот уже четверти века
поклонники толерантности именуют: "лица с ограниченными физическими
возможностями", "лица с ограничениями жизнедеятельности", "лица с
дополнительными потребностями", включая загадочную аббревиатуру МГН
- "маломобильная группа населения".
Кстати, в Музее военной
техники сделано всё возможное, чтобы инвалиды хотя бы на время
забыли о своих проблемах. Здесь есть пандус, лифт, доступные
туалеты, скамеечки и много чего другого, а самое главное -
доброжелательные сотрудники во главе с директором Коробкиным
Александром Григорьевичем, посвятившие жизнь любимому
делу.
"Большое видится на расстоянии" - эта бессмертная строка
поэта вспоминается, когда расстаёшься с "Боевой славой Урала" -
жемчужиной музейного искусства, носителем и пропагандистом
национальной идеи, имя которой - "патриотизм".
Жители
города-миллионника, вернувшего себе имя Святой Екатерины, знают, что
слово Пышма произносится с ударением на последнем слоге. Но
большинство и не подозревают, что в этом пригороде Екатеринбурга
есть Музей военной техники, посетив который, убеждаешься, что "Урал
- опорный край державы", что в истории Великой Отечественной войны
был не только "Маршал Победы", но и "Верховный Главнокомандующий". И
во время Парада Победы 24 июня 1945 года оба стояли на трибуне
Мавзолея.
Тем не менее, спустя 70 лет Мавзолей - этот шедевр
архитектуры на Красной площади и немой свидетель истории - стыдливо
прикрывают в День Победы оформительской бутафорией. Будем надеяться,
история расставит всё по своим местам, поскольку она не терпит
двойных стандартов.
В четвёртый раз Музей военной техники принимал
посетителей-инвалидов из многих уголков нашего региона. И в роли
экскурсоводов их встречали удивительные люди, которые умеют
воскресить Историю.
Из рассказа Галины Альбертовны Силенко -
специалиста Музея военной техники:
- Итак, наш музей, что он
собой представляет? И почему вдруг в Верхней Пышме он появился? А
всё, конечно, благодаря ветеранам нашего завода "Уралэлектромедь" и
нашей компании УГМК, которые, по сути, этот музей основали,
содержат, развивают. И всё началось с 2005 года. Вы проходили мимо
нашего мемориала, который верхнепышминцы любовно называют "Журавли".
Появился он в нашем городе в 2005 году и установлен в честь погибших
на фронтах Великой Отечественной войны заводчан-металлургов…
Был
объявлен открытый конкурс, победителем стала верхнепышминская
девушка Анна Луданенкова… И вот появился такой красивый монумент,
навеянный знаменитыми стихами Расула Гамзатова. Ветераны пришли,
посмотрели и говорят: "Ну, всё-таки давайте, чтобы и вид законченный
был, чтобы наши дети, внуки, правнуки видели, что не с голыми руками
мы с фашистами боролись, давайте установим какую-то военную
технику".
Было принято решение, приобрели две пушки, которые
стоят сейчас справа и слева. Это наши, по сути, первые экспонаты.
Всё понравилось, и ветераны вновь обратились к руководству завода:
"Но не только же пушки были, но и танки были, и самолёты были, и
много всего выпускалось у нас на Урале". И вот тогда руководство
завода в 2006 году ещё купило несколько экземпляров военной техники.
И так у нас в Пышме, вдоль дороги, появился целый ряд военной
техники. Вот это было начало нашей открытой экспозиции. А потом
такая большая территория появилась… и сейчас более двухсот образцов
военной техники находится только на открытой площадке.
А в 2013
году, 9 мая открылся замечательный выставочный центр, по сути,
европейского уровня. Вот недавно только, буквально в субботу, из
Германии к нам студенты приезжали. Им так понравилось. Они говорят:
"Даже в Европе не везде есть такие музеи". А нам, уральцам, конечно
же, повезло.
Итак, первый этаж, на котором мы находимся. Здесь образцы военной
техники, ретроавтомобили. На втором этаже - отечественные
автомобили, есть самолёты, ну, мы часто там делаем выставки
временного характера, и у нас там есть целая выставка велосипедов. А
на третьем этаже - униформа, стрелковое оружие и наградная система.
Обратите внимание, что по центру нашего выставочного центра
находятся самолёты периода Великой Отечественной войны. Это
самолёты-макеты, которые специально изготовлены для нашего музея в
Чехии. И видите, их габариты максимально учли в изготовлении
специалисты, чтобы они уместились... Самые настоящие самолёты стоят
у нас на открытой площадке… Какой же музей без настоящего самолёта!
Поэтому…буквально на той неделе в нашем музее появился настоящий
истребитель Як-3 1943 года.
У нас ещё внизу есть интерактивная
площадка, интерактивный кинотеатр… Есть у нас там и помещение для
детских кружков, в которых здесь бесплатно занимаются, и зал
интерактивных симуляторов, электронный тир. То есть у нас не просто
музей, это целый такой живой организм, который работает не только
как выставочный центр…
А теперь начнём нашу экскурсию.
Итак, первыми нас
встречают бронеавтомобили, которые появились в годы Первой мировой
войны… Мой, например, дедушка воевал в Первую мировую войну, во
Вторую - тоже. Он рассказывал: "Как нам надоедали эти окопы… и вши
там были и всё… а ещё интересно то, что мы ходили к немцам
брататься. Ну, перестреливаемся неделю, а в субботу и воскресенье
пошли к ним в гости в карты играть. В Первую мировую было так.
Но всё равно нельзя говорить, что война была лёгкой. Война была
страшной. Появляется новая техника, ведь в начале можно было сидеть
в окопе и буквально из пулемёта обстреливать цепи нападающих. То
есть силы обороны превосходили силы нападения… И получалось так, что
человек вообще беззащитен. И вот потом только появляются средства
защиты человека. В первую очередь, это бронеавтомобили…
Ну, а теперь посмотрите: какой красивый лимузин! Вот такие ЗиЛы
выпускали в Советском Союзе, и начали такой автомобиль выпускать в
1985 году и выпускали до 2002 года… примерно 300 штук было выпущено.
Последний изготовили для Президента Казахстана Нурсултана
Назарбаева. Примерно на таком ездил первый и последний Президент
Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачёв. Вот что уникального в
этом автомобиле? Здесь есть и автоматическая коробка передач, и
кондиционер, кожаный красивый салон… Посмотрите, всё отделано
ценными породами дерева…Ну, и представьте себе: 4 тонны 100 кг
весит, по шоссе развивает скорость 190 км в час… Вот такие
автомобили могли делать в Советском Союзе! …
Здесь находится
мотоцикл, который на Ирбитском мотоциклетном заводе изготавливали, и
начали изготавливать в годы Великой Отечественной войны. Они были
разные: и для связистов, и для миномётчиков, и для пулемётчиков.
ГАЗ-64, начало войны, 41-й год. Горьковский автомобильный завод
получает заказ на изготовление автомобиля повышенной проходимости
для командиров. Выпустили, но колёсная пара у него была узкая, уже,
чем у полуторок. А в то время не было шоссе, в основном, была колея,
накатанная везде, и одно колесо у этого автомобиля было по колее, а
другое как раз между, и очень часто его выталкивало, когда скользко,
на обочину, аварий много было, поэтому его прозвали
"козликом"…
Идём дальше… Танк Т-60. Это 1941 год. Примерно
200 штучек было сделано таких "Катюш", потому что это "Катюша" на
шасси танка Т-60… Это грозное оружие, которое немцы прозвали
"Сталинский орган". Реактивных таких установок у немцев не было. Все
они были защищены системой самоподрыва, чтобы не попали к
фашистам…
Знаменитая "полуторка". Дедушка недавно был и говорит: "Да, это
полуторка, мы её называли "Фруська". А выпускаться стала на
Горьковском автомобильном заводе ещё перед войной, и по сути, именно
этот автомобиль вынес на себе все тяготы Великой Отечественной
войны… Называли его полуторка, потому что полторы тонны брал на
борт…
И вот они, лёгкие танки СоветскогоСоюза… У нас не только были
Т-34 - средние танки, КВ - "Климент Ворошилов" - тяжёлый танк, и
тяжёлый танк ИС - "Иосиф Сталин"…
Машина американского производства знаменитый "Виллис", на такой
машине ездил Георгий Константинович - ему подарили американцы… Очень
любили эту машину наши командиры… за надёжность. "Виллис", читаем в
воспоминаниях Жукова, заводился с пол-оборота и никогда не подводил
в критической ситуации…
Пушечка "сорокопятка", очень часто наши бойцы называли её
"Прощай, Родина". Почему? Потому что, когда появились "Пантеры" и
"Тигры", она уже не могли пробить их брони, и расчёт пушки был перед
ними беззащитен…
Самолёт периода Великой Отечественной войны По-2 или У-2,
знаменитый самолёт, который был, действительно, универсальным
самолётом… Это и учебный самолёт, и санитарный, и ночной
бомбардировщик. В основном, летали на нём женщины, поэтому и
называли их "ночные ведьмы". За каждый сбитый такой самолёт немецкие
пилоты получали Железныё крест. Самолёт был очень дешёвым в
изготовлении… но он никогда не срывался в штопор, это биплан. Если
вдруг лётчик потерял либо управление, либо сознание, он просто легко
приземлится на землю… И, одновременно, он был почти бесшумным. Его
не слышали немцы, поэтому он появлялся неожиданно и мог сбросить
разведчиков в тыл врага. Немцы прозвали этот самолёт: "этажерка",
"пишущая машинка", "кофемолка"…
А этот красивый автомобиль с мягкими диванами, оцинкованным дном
представили Иосифу Виссарионовичу Сталину инженеры Горьковского
автомобильного завода в 1946 году. И, конечно же, автомобиль Сталину
понравился. Он сказал: "Ну и как, товарищи, вы думаете автомобиль
назвать?" Они говорят: "Мы хотим, Иосиф Виссарионович, "Родиной"
назвать". Сталин: "Так…и почём вы думаете, товарищи, Родину
продавать?" И все поняли - неправильное название они придумали. Он
сказал: "Нет. Родиной торговать не будем. Назовём "Победой" в честь
нашей победы в Великой Отечественной войне". Вот такой Сталин был
умный…
Истребитель Як-1 образца 1940 года… Именно на таком летала
прославленная лётчица, Герой Советского Союза Лидия Владимировна
Литвяк…. Женщины редко воевали на истребителях… она признана самой
результативной летчицей-истребителем в мире…
Это верхнепышминцы и среднеуральцы - Герои Советского Союза и
полные кавалеры орденов Славы. Среди них - единственный уроженец
Верхней Пышмы - Феофанов Василий Григорьевич. В этом году ему
исполняется 101 год. Этот человек уникальный. Он был снайпером очень
хорошим, и он был снайпером-наводчиком, ходил на нейтральную полосу
и корректировал огонь. Из своего противотанкового ружья сбил два
фашистских самолёта… Звание Героя Советского Союза ему присвоено
посмертно…
На этом экскурсия наша по экспозиции закончена… Если
кому-то понравилось что-то, ну вернитесь, ну посмотрите ещё раз…
Потом выйдите на улицу, ещё там поглядите, пока у вас время есть…
Пойдёмте, я вас вниз провожу…
От имени участников незабываемой экскурсии, среди которых
- ветеран Великой Отечественной войны танкист Стафеев Георгий
Евстигнеевич, правление региональной организации Всероссийского
общества инвалидов во главе с председателем Поповым Владимиром
Васильевичем сердечно благодарит всех, кто был причастен к созданию
Музея военной техники УГМК, кто в течение 10 лет превратил его в
один из крупнейших военно-исторических музеев России и продолжает
его развивать.
Подготовил Евгений Арбенев
Фото автора