НОВОСТИ
Фестиваль
"Майский
экстрим"
В этом году региональный фестиваль людей с ограниченными
возможностями, который традиционно проводится в рамках "Майского
экстрима", совпал с Троицей - одним из самых красивых православных
праздников, любимых народом наравне с Пасхой и Рождеством.
31
мая, в солнечный воскресный день, главный проспект Екатеринбурга,
начиная от улицы Пушкина и до памятника Бажову на Плотинке,
заполнили тысячи любителей "Майской велопрогулки", а рядом с
памятником основателям города появились первые колясочники.
Здесь же руководитель "Команды "Восхождение" Анатолий
Вязовцев дарил спортсменам и волонтёрам фирменные футболки,
давал интервью "Вечёрке" а его "давнишний товарищ" Александр
Быков демонстрировал своё очередное изобретение, позволяющее
стандартной коляске "достаточно безопасно передвигаться со скоростью
порядка 10 км в час".
Первым испытал детище Александра Петровича
председатель Ирбитского общества инвалидов Игорь Симанов:
"Этот шедевр очень впечатлил меня… Система движения легко
управляемая, педали крутить тоже очень легко, очень лёгкий ход… Этот
тент от дождя очень удобная штука. Можно закрыться даже от
посторонних глаз, спрятаться в этом аппарате…". Коляска впечатлила
не только Игоря, но и его племянника Никиту, который уселся к дяде
на колени и с удовольствием "порулил".
А вот коляска
Владимира Архангельского, сделанная на Украине во времена
Советского Союза и адаптированная умельцами под наши улицы,
напомнила Александру Быкову "гравицапу" - агрегат из фильма
"Кин-дза-дза": "Сделано достаточно качественно… но по стоимости,
конечно, неподъёмная, хотя функциональная. Я очень много подсмотрел
интересных вещей, очень понравилась подножка под
ноги…".
Дистанция "Майской велопрогулки" для колясочников
пролегла до Площади 1905 года, где после общей фотографии на фоне
мэрии вместе с волонтёрами все устремились на Октябрьскую площадь.
Игорь Симанов и Владимир Архангельский "пришпорили" своих
трёхколёсных железных коней, показав приличную скорость.
На
лужайке между берегом Городского пруда и "Белым домом" всё уже было
готово к экстриму. Судейская бригада клуба Кировской РО ВОИ "Парус
надежды" разметила полосу препятствий. Стоял "готовый к бою"
квадроцикл с тележками на колёсах-дутышах. Покачивался на причале
катамаран с креслами. Дымился самовар пенсионера Владимира
Ивановича, аппетитно желтел лаваш от друга "Палыча" - грузина Миши
(Напомним, что Вязовцева Анатолия Павловича друзья любовно называют
"Палыч"). В тени деревьев притаились настольные спортивные игры от
Центра "Доступная среда". Белоснежные красавцы хаски из питомника
ездовых собак "Эльбрус" осваивали территорию в ожидании упряжки.
По словам Анатолия Вязовцева, "видимо, городская служба
благоустройства специально для инвалидов-колясочников привезла
туалет, впервые за все 18 фестивалей…".
Четвёртый год приезжает
на "Майский экстрим" и "Ледовый штурм" команда Карпинской ГО ВОИ.
Рассказывает председатель организации Волосатова Антонина
Васильевна: "В этот раз у нас даже не хватило автобусов, у меня
ребята рейсовым приехали автобусом. Так что с удовольствием все
участвуют, им нравится это мероприятие. В этом году спонсоры,
которые нас возят, у них два автобуса сломалось. И они нам сказали:
"Мы вас всё равно увезём, с удовольствием участвуйте". Большое
спасибо перевозчикам. Вот 40 человек приехали".
Кисарева
Наталья Владимировна работает в Комплексном центре социального
обслуживания населения города Карпинска: "Мы сотрудничаем очень
тесно с обществом инвалидов. На это мероприятие мы приезжаем уже
третий год, нам очень нравится. Спасибо всем организаторам. Первый
год мы приезжали и на "Ледовый штурм", а потом морозы были сильные и
мы не ездили".
Председатель Октябрьской РО ВОИ Алексей
Кузьминов привёз на фестиваль настольные спортивные игры: "Здесь
представлены "Джаколо", "Матрёшка" и Abel Elastic. Все эти игры
рассчитаны на социально-спортивную ревбилитацию. В Abel Elastic
могут играть в том числе и незрячие люди. Это наш совместный проект
с официальным представителем Федерации настольных спортивных игр
Сергеем Валерьевичем Шацким. Мы начали продвигать этот проект, и к
осени надеемся сделать городской турнир по играм. У нас этих игр 11,
но вывезли сегодня только 3 игры, потому что в легковушку не влезет
больше".
Под звуки ансамбля "Waves band" из Верх-Нейвинска
участники фестиваля преодолевали полосу препятствий; квадроцикл,
ведомый Сергеем Вагнером, катал всех желающих в поезде из
колясок; любители поработать вёслами оседлали катамаран, облачившись
в спасательные жилеты. Наиболее забавное зрелище - катание на
собачьей упряжке в специальной тележке. Раскалённый асфальт
заставлял хасок периодически "выруливать" на траву, катание
напоминало преодоление полосы препятствий, и собачкам было не до
веселья.
Наступает торжественный момент. Анатолий
Вязовцев с микрофоном "Орало" в руке объявляет имена призёров и
победителей фестиваля, вручает Кубки, медали, дипломы,
благодарности, майский номер журнала "Уральский следопыт", в котором
есть камушек "нефрит" и последние страницы посвящены восхождению на
гору Иремель в марте этого года.
Церемонию награждения сопровождают рассказы и комментарии самого
Анатолия Павловича. Вот некоторые из них:
- Архангельский
Владимир Владимирович - уникальный товарищ, который на самом
первом фестивале "Ледовый штурм" в феврале 2011 года испытывал новое
снаряжение. Посмотрите, ребята, вот эта коляска с большим, большим
трудом ехала из Киева, когда там началась война. Она проехала много
городов, она шла несколько месяцев, но всё-таки она дошла до Володи.
Он - инженер, он придумал ещё вот такое … и ему помог сделать эти
колёса на собственные средства наш друг Сергей Вагнер,
руководитель команды, которая вас катала на катамаранах. Так вот,
Архангельский Володя приехал к нам из Кургана ради только того,
чтобы поучаствовать в "Майском экстриме". Он награждается также
дипломом, и ещё для него необычный приз…Дело в том, что зимой Володя
собирается на этих или других средствах передвигаться на лыжах. У
них там, в Кургане, нет горных трасс, так вот, мы ему дарим, пусть
бэушные, но для начала пойдёт, - горные лыжи!
- Ансамбль
"Waves band"!
Вы видели, ребята так здорово отыграли! Они
приехали из Верх-Нейвинска, собрались, потратили своё воскресение.
Мы решили наградить всю их команду кубком 1-й степени! И каждому -
Благодарность за активную помощь в проведении фестиваля "Майский
экстрим"… Руководитель ансамбля - Олег Федчук. Вместе с
командой "Восхождение" он путешествовал по реке Ай и показал себя на
маршруте великолепным мужиком. Спасибо тебе, Олег, что ты есть.
-
Дипломом награждается команда Октябрьского района за
предоставление великолепных игр на нашем фестивале. Благодарность
партнёру Шацкому Сергею Валерьевичу.
- Изумительные
результаты на нашем фестивале показал город Карпинск. Они
приехали большим автобусом, дружной командой, и за это они
награждаются кубком 1-й степени! Также большой командой приехал
город Алапаевск и он награждается кубком 2-й степени.
- Мы
с Пашей Смолиным были в полярной экспедиции в своё время. Он
дважды рекордсмен книги рекордов Гиннесса и у него
питомник
ездовых собак "Эльбрус" с 80-х годов, - 40 собак хасок с лишним, не
считая щенков… Видели, какие красавцы? Павел Петрович Смолин
геофизик по образованию. Сегодня его не было. Там у них экскурсия.
Люди приезжают на экскурсию, он рассказывает о полярной экспедиции,
о собаках…
- Ребята, неожиданное предложение: у нас остался,
впервые, кубок 3-й степени, не вручённый. Давайте общим голосованием
решим: кому его вручить? Называйте фамилию, команду…
-
Вязовцев!, "Парус надежды!", А давайте бессменному нашему фотографу,
корреспонденту….
- Голосуем?
- Да-а-а!
- Итак, Арбенев
Евгений Владимирович получает кубок, пока 3-й степени… Мы с
Евгением Владимировичем поднимались на гору Иремель, и статья в
журнале - это его статья! Ещё и диплом! Диплом - на стенку, а из
кубка можно пить, - квас.
- Итак, ребята, спасибо вам большое,
что вы меня "совсем не убили" за то, что я "плохо" всё провёл…
-
Всё замечательно!
- Пожалуйста, - недостатки, замечания, критику
- всё принимаю для того, чтобы в следующий раз сделать лучше. Это
раз. И второе: у себя в городе, у себя в районе, если вы собираетесь
что-то делать, обращайтесь, - посоветуем с чего начинать, как
продолжать.
Всем вам здоровья, в семье радости! Спасибо, до
свидания!
Подготовил Евгений Арбенев
Фото автора
Благодарность
за помощь в организации и проведении
фестиваля
"Майский экстрим-2015" с участием
инвалидов
Громадченко Владимиру Ивановичу, пенсионеру - за
предоставленный на праздник самовар.
Смолину Павлу
Петровичу - за собачью упряжку (Питомник ездовых лаек
"Эльбрус").
Магазину внедорожной техники АЗИМУТ - 66.RU -
за подготовку квадроцикла к безопасной транспортировке инвалидов на
поезде из колясок.
Компании ПОЛИМАКС - за техническое
обеспечение лагеря фестиваля - тент от дождя 6 х 8 метров (который в
этот раз не пригодился, но "грел душу", так как был в прицепе),
рабочие перчатки, мешки для мусора и упаковки снаряжения - казалось
бы, мелочь, но вещи нужные.
Сервисному локомотивному депо
"Свердловск" (Подразделение общероссийского ООО "Синара
Транспортные Машины") - за бригаду волонтёров, обеспечивающих всю
водную часть фестиваля - сборка-разборка катамаранов, инструктаж
участников, безопасное плавание (хождение, как говорят моряки) по
акватории пруда среди парусников и моторных лодок. Руководитель
волонтёров Вагнер Сергей Анатольевич специально выучился на
судоводителя маломерных судов и в середине мая получил "водные"
права.
Торгово-промышленной группе RIVAL, безвозмездно
предоставившей металл для изготовления чудо-колясок на
"дутышах".
Компании "СПОРТ-ДОСТАВКА" за "королевский"
подарок - двухосный прицеп, который "работает" у нас зимой и
летом.
Екатеринбургскому политехникуму, на базе
которого руками и талантливой головой преподавателя Быкова
Александра Петровича изготавливается уникальное снаряжение и
оборудование для туризма инвалидов (и не только для туризма -
переоборудование штатных колясок, например). Трубчатые диски колёс
на "дутышах" сделаны в мастерских политехникума.
Фирме ВЕК
- за изготовление уникальных чехлов для "дутышей", которые прошли 50
километров на зимний Иремель, по грязи и колдобинам лесных дорог в
окрестностях Екатеринбурга, по горячему асфальту на набережной
Городского пруда.
Уральскому Институту ГПС МЧС России,
регулярно направляющему курсантов старших курсов в качестве
помощников - волонтёров.
Председатель правления "Команды
"Восхождение"
Анатолий Вязовцев
"Меня поражает одна такая
вещь…"
Александр Быков:
- В городе
огромное количество людей на колясках, и у нас огромное количество
колясок, на которых можно качественно передвигаться где-нибудь, ну,
по большому счёту,- внутри квартиры. То есть, управление по городу
достаточно опасное, потому что толкаешься колёсами, ими же
тормозишь. В общем, она предусмотрена для чего угодно, только не для
того, чтобы на ней ездить.
Поэтому я сделал такую специальную
доработку, поставил третье ведущее управляемое и тормозящее колесо,
которое позволяет стандартной коляске оснаститься этим
приспособлением без больших проблем и позволяет передвижение со
скоростью порядка 10 км в час.
Достаточно безопасное
передвижение, при этом коляска сделана таким образом, что спереди
стоит дуга безопасности, и в случае наезда или удара человек не
получит дополнительных травм, по коленями особенно. Причём коляска
позволяет передвигаться по пересечённой местности и достаточно
легко, но, конечно, при помощи волонтёра. Потому что три точки и
большой диаметр колес дают возможность вот это передвижение и
минимальную помощь.
Тент, который сделан сверху, даёт вариант,
если человек попал под дождь, - может двигаться под дождём, то есть
увеличивает радиус мобильности человека в десятки, может, в сотни
раз.
На сегодняшний момент такие коляски изготавливаются в
Америке, в Польше. Вот меня поражает одна такая вещь: мы выпускаем
лучшие в мире танки, и не можем сделать для людей вот такие вещи.
Так что я всем разрешаю фотографировать, я подготовлю объяснение,
как это сделать по техническому заданию, чтобы люди смогли
заказывать, выпускать.
В Екатеринбургском политехникуме я веду
кружок "Изобретатель", в котором мы занимаемся как раз проблемами
передвижения людей с ограниченными физическими возможностями.
Огромное спасибо Андрею Николаевичу Козлову, нашему
директору, за то, что он нам помогает этим заниматься.
"Нет неразрешимых
проблем"
- Я, Архангельский Владимир, инвалид
первой группы, родился в Кургане, сейчас живу в Свердловске.
Инвалидом стал больше 7 лет назад, в городе Кургане.
Когда мы
шли семьёй - жена, грудной ребёнок и я, на нас напали местные, -
мерзота. Значит, получил черепно-мозговую травму при захвате шеи на
излом, как вот в кино показывают. Затем вместе с нападавшим упал
спиной на трубу ограждения тротуара…
Состояние ухудшалось, и
потом я был полностью парализован, практически отнялась речь, и, в
принципе, уже думал - всё, "ёк"*. Но потом удалось вернуться в
Свердловск, здесь меня неоднократно в больницах лечили - 40-я,
госпиталь, 25-я и прочее. И благодаря этому, меня в общем-то и
вытянули, потому что маловероятно, что удалось бы справиться в
Кургане. Медицина, как таковая, по спинальным состояниям
отсутствует, насколько я понял.
Большое спасибо особенно
девятому отделению госпиталя, где меня поставили в коленоупор на
тренажёр Дикуля и прочее.
Постепенно стал отходить благодаря
барокамере, капельницам, тренажёрам и прочим всяким делам. Поэтому,
следующим этапом для меня было решение проблемы передвижения.
Я
перепробовал "активки", комнатные, рычажные коляски, и выяснилось,
что ничего соответствующего элементарным требованиям передвижения по
улицам городов не существует. Потому что всё имеет радиус порядка,
ну, я так оценю по практике: комнатная коляска - это полкилометра,
километр максимум, и после этого находишься в жутком состоянии, -
нужно отлёживаться несколько дней. Рычажка - радиус где-то
километра… ну, до двух, если очень постараться, тоже очень тяжело
потом - четыре-пять дней тоже в лёжку лежишь. И когда я перебрал
варианты, которые имеют велоприводную конструкцию, трехколесную, я
посчитал, что это наиболее перспективная.
Подключил знакомых,
долго копил деньги, понимал, что всё это будет стоить весьма
недёшево, учитывая зарубежные аналоги. И вот удалось найти след о
том, что в своё время, опять же по слухам, в порядке конверсии на
предприятии бывшего Советского Союза был спущен план для гражданской
продукции, среди которых были предприятия, которые выпускали
радиолокационные станции.
Решили, что у них достаточно трубок и
прочих всяких штучек с гаечками, чтобы на базе этого сваять нечто
подобное. Назвали модель "Искра", и мне удалось найти бэушку,
которая была одной из мелких серий, выпускаемых на Украине, в
Запорожье. Благодаря знакомым, контактам - подключены были Курган,
Свердловск, в том числе украинские знакомые - удалось переправить и
купить бэушный вариант, который я решил адаптировать под наши
улицы.
Потому что сделано было под европейские стандарты, колёса
были сликовые - полный слик, то есть любая горочка, любая
пробуксовка и так далее… Плюс пришлось заменить гнутую ось вместе
колесом, заодно и переключатели, заодно устройства натяжения цепей,
поставить фонарь, звонок, спидометр, заменить тормоза, багажник
поставить и даже поставить аудио систему.
При апробировании
этого варианта постепенно было выявлено, что конструкция как раз
соответствует тому, чтобы ездить по нашим улицам. После нападения
меня парализовало, и когда через некоторое время жена меня оставила,
и они с сыном остались в Кургане, я как бы думал, что надо всё равно
к ребёнку приезжать, с ним общаться. А вот папа, который валяется
только на диване и ест печенюшки, которые приносит сын, - не совсем
большое увлечение для ребёнка.
И вот эта модель мне позволила
общаться больше с сыном. Можно было куда-то поехать, прогуляться,
посмотреть там, в скверик заехать. Добраться потихоньку до берега
реки или озерка какого-нибудь небольшого, которые, к сожалению,
допустим, в Кургане очень загажены, и улицы, я скажу, там по
проходимости… Свердловчанам не стоит грешить, свердловские улицы по
сравнению с курганскими - это мечта. Есть, конечно, тоже экстрим
здесь, но по сравнения с тем, когда ты на рычажке переворачиваешься
в яму на тротуаре центральной улицы Гоголя в Кургане, здесь такое
встречается редко.
Поэтому Свердловск стоит ценить и знать, что
здесь одни из самых активных и замечательных людей, с которыми я
взаимодействовал. Это и команда "Восхождение", это и Леонтьева Елена
- "Свободное движение", и госпиталь тоже, - большое им спасибо. То
есть люди, которые имеют ещё живую душу, очень активные, очень
отзывчивые. Решить вопросы здесь гораздо легче. Поэтому, особенно
для людей с малоподвижностью, не нужно впадать в какую-то апатию,
всегда, в принципе, если вы ищете решение проблемы, найти её можно,
потому что есть люди, которые внутри ещё переживают, помогают,
сочувствуют. Когда ты едешь и не можешь залезть на бордюр на коляске
даже такой повышенной проходимости, есть очень много людей, которые
уже прошли мимо тебя и увидели краем глаза, и вернулись, и помогли.
Это очень значимо и ценно, потому что не во всех городах это
встречается.
Уральцы - это люди, которые имеют какую-то
внутренюю импатию и рефлексию**, которая позволяет им быть больше,
чем просто горожанином.
Следующий этап, если по коляске, это
благодаря "Восхождению" и ребятам РЖД, в том числе самый главный
помощник - это Вагнер Сергей, который помог осуществить следующий
этап апгрейда. Это создание колёс на низком давлении, который
обсуждался года два-три назад ещё с Анатолием Павловичем и с ним. И
вот, наконец-таки, в этом году удалось сделать вариант, который
показывает очень хорошие параметры проходимости. Вы сами видели, что
обычная коляска на таких бордюрах, на таких грунтах будет испытывать
крайне большие затруднения. А тут, на общем-то приводе, тянешься,
потихонечку идешь, то есть можно уже испытывать большую свободу
передвижения, - ты не прикован к узкой асфальтированной дорожке, ты
не прикован к сопровождению значительно.
Допустим вот, у меня
мама уже в возрасте, ей было крайне тяжело зимой со мной в
поликлинику или в больницу добираться, когда улицы заметены в
Свердловске снегом поутру. Едешь, допустим, в четвёртом часу утра,
после того как побывал в больнице по скорой, и всё это
вязнет…
Поэтому нет неразрешимых проблем, есть просто сложности в
их решении. На данный момент очень много технических способов это
решить. Буду рад, если у кого-то возникнут вопросы, желания
проконтактировать по такой технике, по решению, потому что специфика
передвижения на коляске, на которой вы больше 20-30 минут сидите,
требует и подхода уже другого по физиологии. Вам необходимо будет
больше уделять внимания, чтоб не засидеться, чтоб пятую точку, так
сказать, не просидеть, капилляры чтоб работали. Взять хотя бы и
подняться на руках, то есть одна-две секунды - и вы дадите
капиллярный приток. Следите за пульсом, если вы идёте, допустим, на
горку, ни в коем случае не стоит превышать пульс, 170-180 ударов -
это максимальный пульс. В противном случае вы рискуете пустить
систему в разнос. Поэтому по возможности такие вот вещи не
забывайте.
Ну, а самое главное, вот эта техника, в отличие от
той же "электрики", заставляет всё-таки шевелиться. Я считаю, если
кто-то хочет активно двигаться, начинать нужно с подобных агрегатов,
потому что они дают нагрузку на плечевой пояс, на сердечную систему,
и это является оптимальным…
Есть, конечно, определённый риск при
нагрузках, пару раз у меня бывало, что я превышал норму нагрузки, и
было, естественно, ухудшение, пришлось лежать неделю или месяцы. Но,
слава богу, обошлось, и этот опыт у меня теперь есть, и его я готов
желающим передать.
И могу только сказать большое спасибо
"Восхождению", что собирает людей на "Майский экстрим", вытаскивает…
Я сам знаю, когда месяцами лежишь, и если смог приподняться от койки
и посмотреть в окошко и увидеть пару веточек на дереве - это уже
было счастье. Поэтому двигаться надо и держать себя, по возможности,
в форме, бороться и с болью, и с проблемами,
потому что пока
лошадь стоит и ходит, она не умерла.
* Ёк - отрицательная частица.
** Существуют две формы
познания: эмпатия - способность эмоционально воспринять другого
человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его
мыслями и чувствами
Логическая форма познания личностных
особенностей себя и других людей - рефлексия.
Записал Евгений Арбенев