Свердловская областная организация ВОИ

 

НОВОСТИ

 

 

Межрегиональная научно-практическая конференция Урала, Сибири и Приволжья "Социокультурная реабилитация людей с ограниченными физическими возможностями"

17-21 октября 2012 г. в г. Тюмени проводилась Межрегиональная научно-практическая конференция Урала, Сибири и Приволжья "Социокультурная реабилитация людей с ограниченными физическими возможностями".
Участников конференции приветствовали председатель Тюменской областной общественной организации ВОИ А. Б. Толстов, помощник председателя ВОИ Т. В. Золотцева. В работе конференции участвовал председатель Свердловской областной организации ВОИ Л. А. Софьин.

Темы выступлений:
"О концепции социально-культурной реабилитации инвалидов";
"Потенциал лиц с ограниченными возможностями здоровья";
"Социокультурная реабилитация в учреждениях культуры";
"Социокультурная реабилитация в учреждениях отрасли "Социальная политика";
"Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями в учреждениях дополнительного образования детей";
"О расширении и повышении доступности услуг для детей с ограниченными физическими возможностями по социокультурной реабилитации в образовательных учреждениях";
"Подготовка кадров для осуществления деятельности по социокультурной социокультурной реабилитации инвалидов";
"Деятельность общественных организаций инвалидов по социокультурной реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями";
"Роль театральной деятельности в создании поддерживающей социокультурной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья";
"Творческая реабилитация подростков с ограниченными физическими возможностями здоровья в студии дизайна";
"Обеспечение равного доступа и участия в культурной жизни людей с инвалидностью";

Подведение итогов круглых столов по темам:
"Реабилитация библиотечными средствами";
"Игровые технологии социокультурной реабилитации";
"Реабилитация творчеством в учреждениях дополнительного образования".


РЕЗОЛЮЦИЯ
Межрегиональной научно-практической конференции Урала, Сибири и Приволжья "Социокультурная реабилитация людей с ограниченными физическими возможностями"

г. Тюмень 19 октября 2012 г.

17-21 октября 2012 г. в г. Тюмени проводится Межрегиональная научно-практическая конференция Урала, Сибири и Приволжья "Социокультурная реабилитация людей с ограниченными физическими возможностями".
Инициатором конференции выступила Тюменская областная общественная организация Всероссийского общества инвалидов при поддержке Всероссийского общества инвалидов, Департамента социального развития Тюменской области, Департамента культуры Тюменской области, Департамента образования и науки Тюменской области, Департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области.
Руководствуясь Конвенцией ООН о правах инвалидов, ратифицированной Россией в этом году и направленной на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), законодательством, федеральными программами "Культура России", "Доступная среда", основываясь на анализе ситуации в сфере социально-культурной реабилитации людей с инвалидностью в Российской Федерации, выраженной в докладах на пленарном заседании, круглых столах, участники Конференции констатируют:
Социокультурная реабилитация является важнейшей составной частью комплексной реабилитации (статья 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на возвращение и создание психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и, в целом, восстановлению культурного статуса инвалида как личности. Социокультурная реабилитация достойна не только уважения, но и равноправного, партнерского взаимодействия с медицинским направлением в реабилитации, поскольку часто, как показывает практика, реабилитационный эффект от воздействия социокультурных мер преобладает над медикаментозным и лечебным.
Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими: развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции.
Бесспорным является то, что положения концепции реабилитации должны отражаться в социокультурной деятельности инвалидов, в условиях ее проведения в учреждениях системы социальной защиты, культурно-досуговой сферы, образования на основе принципов (всеобщего массового культуротворчества, гуманизма, диалектического единства и преемственности, социальной значимости, инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности, законности, равноправия, системного подхода, сотрудничества, самореализации, самопознания и самодеятельности, мультиконтактности, оценивания и критичности и других) и опираться на общепризнанные универсальные принципы и подходы, осуществляемые в локальных и федеральных программах.

Предложения участников Конференции:

1. По совершенствованию межведомственного взаимодействия по социокультурной реабилитации инвалидов:
1.1. Актуализация сводного реестра учреждений различной ведомственной принадлежности, оказывающих услуги по социокультурной реабилитации, обмен реестрами с органами медико-социальной экспертизы, заинтересованными учреждениями.
1.2. Обеспечение преемственности оказания услуг по социокультурной реабилитации учреждениями различной ведомственной принадлежности путем разработки:
1.3. Порядок направления в учреждения для получения услуг по социокультурной реабилитации;
1.4.Определение форм взаимодействия между учреждениями, порядка обмена информацией;
1.5.Продолжение обучения специалистов различной ведомственной принадлежности инновационным методикам и технологиям по социокультурной реабилитации инвалидов.
2. По подготовке специалистов для работы по социально-культурной адаптации людей с ограниченными физическими возможностями:
2.1. Подготовку специализированных кадров для работы по социально-культурной адаптации людей с ограниченными физическими возможностями вести по двум направлениям: подготовку кадров, обладающих соответствующей квалификацией для работы с инвалидами и соответствующее профессиональное образование самих лиц с ограниченными возможностями. Обеспечение целенаправленной подготовки специалистов из инвалидов поможет созданию социальной и акцептированной психологической реабилитации инвалидов в детских учреждениях и учебных заведениях, на производстве, по месту жительства, на спортсооружениях, в местах отдыха, в реабилитационных центрах.
2.2. Уделить внимание адекватной подготовки кадров для работы с инвалидами членов семьи инвалида, которые являются первичной социализирующей инстанцией и потенциально обладают максимальными возможностями для организации культуротворческой деятельности инвалида, его досугового времяпрепровождения, приобщения к ценностям культуры. Реализация этого потенциала предполагает создание соответствующего социального института работы с членами семьи инвалида.
2.3. Региональным и муниципальным учреждениям культуры закреплять своих специалистов для работы с творческими коллективами общественных организаций инвалидов.
2.4. В целях обучения руководителей и специалистов, осуществляющих социокультурную реабилитацию инвалидов семинары, круглые столы, иные активные и инновационные формы по актуальным вопросам социокультурной реабилитации и адаптации инвалидов с участием общественных организаций инвалидов.
2.5. При подготовке специалистов, при включении в общие учебные программы информации об инвалидности, следует должным образом осуществлять принцип равенства и полноправного участия инвалидов.
3.В сфере расширения возможностей для участия людей с ограниченными физическими возможностями в культурной жизни:
3.1. Необходимо всемерное поощрение их творческой и коммуникативной активности, обеспечение доступа в любые учреждения культуры, искусства, дополнительного образования, использования современных интернет технологий наравне с другими людьми.
3.2. Создание возможности получения людьми с инвалидностью дополнительного образования, в том числе в сфере искусства с использованием доступных им специальных языков, альтернативных средств коммуникации (языка Брайля, жестовой речи и пр.), для чего разработать и обеспечить реализацию соответствующих образовательных проектов и программ с учетом всех категорий инвалидов.
3.3. Необходимость широкого освещения различных аспектов жизнедеятельности людей с инвалидностью, в том числе их жизненных, профессиональных, культурных достижений проводить разнообразные формы работы для выявления и поддержки позитивных результатов, для реализации их потенциала и популяризации их достижений в преодолении себя и своих недугов, развития творческой самодеятельности и художественного творчества, привлечения внимания людей с особыми проблемами к анализу своей жизненной позиции и достижений, основанных на сопоставлении достижений сверстников, формирования у здоровых людей чувства сопричастности и единения с их сверстниками с особенностями здоровья. Для реализации этих целей активнее привлекать СМИ.
4. Необходима разработка базовых федеральных программ социокультурной реабилитации, предусматривающих участие людей с ОВЗ в творческих видах культурной деятельности, стандартов услуг в сфере социокультурной реабилитации, а также типовых моделей и технологий их осуществления.
5. Необходима разработка Региональных стандартов оказания услуг в сфере социокультурной реабилитации инвалидов и современных технологий их практической реализации.
6. В сфере организации социального туризма для людей с инвалидностью:
6.1. Разработка и организация экскурсионных программ, выверенных и адаптированных турпродуктов для людей с ограничениями здоровья.
6.2. Подготовка кадров сферы туризма для работы с инвалидами.
6.3 Организация специальных экскурсионных и туристических бюро для людей с ограниченными физическими возможностями.
7. Отмечая огромный потенциал театра - как искусства социального и творящего социальность, потенциал театральной деятельности в процессе создания инклюзивной социокультурной среды для людей с инвалидностью, необходимо активно развивать и поддерживать создание интегрированных театров.
8. Особое внимание необходимо уделять организации социокультурной реабилитации в образовательных учреждениях, т.к. потенциал творческой деятельности довольно благотворно проявляется и в успехах детей в процессе обучения. Популяризировать такие активные формы социокультурной направленности, как олимпиады, фестивали, праздники, конкурсы творчества и мастерства, совместные форумы встречи детей инвалидов, родителей и педагогов с инвалидами, уже состоявшимися в жизни, достигшими успехов в разных направлениях деятельности.
9. Конференция отмечает важную роль в социокультурной реабилитации учреждений дополнительного образования, развивающих своими формами, методами и средствами социальную и творческую активность людей с инвалидностью, раскрывающих их потенциал, приобщая к активному творческому освоению действительности в коммуникативной деятельности.
10. В сфере культурно-досуговой работы (социокультурной анимации) с инвалидами:
10.1. Организациям культуры совместно с региональными и муниципальными органами власти обеспечивать доступ инвалидов к культурным ценностям (от архитектурной доступности в театрах, библиотеках, музеях, концертных залах и других культурно-досуговых учреждениях до получения всего спектра услуг по социокультурной реабилитации):
10.1.1. В сфере реабилитации библиотечными средствами:
- формирование интегрированного библиотечного обслуживания
- организация любительских объединений, библиотечных клубов по интересам -активное продвижение флеш-технологий в процесс библиотечно- информационного обслуживания, создание аудиальных документов различной тематики силами преподавателей и студентов, обучающихся в вузах по специальности "Библиотечно-информационная деятельность"
- поддержка творческой самореализации читателей с инвалидностью посредством проведения творческих конкурсов, изданий и презентаций литературных работ
- 10.1.2.В сфере реабилитация людей с ограниченными физическими возможностями музейными средствами:
- организация виртуальных экскурсий по музеям России и зарубежья
- развитие народных промыслов через освоение предметной среды (гончарные и иные мастерские народных промыслов) при музейных учреждениях
- организация семейных зон и воскресных семейных музейных дней
-тесное взаимодействие музейных педагогов и психологов, работающих с детьми инвалидами, что позволит решать конкретные психосоциальные задачи по минимизации социального отчуждения и развитию творческого потенциала особых посетителей.
- развитие музейной педагогики - как совокупной интегральной системы музея, музееведения и педагогической науки.
10.2. Активизировать работу учреждений, общественных организаций, осуществляющих социокультурную реабилитацию по вовлечению инвалидов в клубы по интересам, любительские объединения, коллективы самодеятельного художественного творчества, клубы знакомства и др.
10.3. Проводить работу по внедрению новых технологий социокультурной реабилитации, популяризировать эффективные и доступные средства социокультурной реабилитации на примере игровых технологий фестивалей "Затея" под девизом "Играйте, на здоровье!" - бренда Тюменского региона.
10.4. Общественным организациям инвалидов активнее осуществлять обмен опытом проведения прочно зарекомендовавших себя, интересных социокультурных проектов, программ, форм работы по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью, к примеру, семейные конкурсы Свердловской ОО ВОИ, межрегиональная программа "Минута славы" Хакасской республиканской организации, КВН фестивали, туристские слеты, креативный конкурс "Особая мода" и др.
Участники конференции приняли настоящую Резолюцию в качестве общего мнения и считают необходимым донести свое мнение до широкой общественности, средств массовой информации, органов государственной власти.