НОВОСТИ
Межрегиональная
научно-практическая конференция Урала, Сибири и Приволжья
"Социокультурная реабилитация людей с ограниченными физическими
возможностями"
17-21 октября 2012 г. в г. Тюмени проводилась
Межрегиональная научно-практическая конференция Урала, Сибири и
Приволжья "Социокультурная реабилитация людей с ограниченными
физическими возможностями".
Участников конференции приветствовали
председатель Тюменской областной общественной организации ВОИ А. Б.
Толстов, помощник председателя ВОИ Т. В. Золотцева. В работе
конференции участвовал председатель Свердловской областной
организации ВОИ Л. А. Софьин.
Темы выступлений:
"О концепции
социально-культурной реабилитации инвалидов";
"Потенциал лиц с
ограниченными возможностями здоровья";
"Социокультурная
реабилитация в учреждениях культуры";
"Социокультурная
реабилитация в учреждениях отрасли "Социальная политика";
"Социокультурная реабилитация детей с ограниченными
возможностями в учреждениях дополнительного образования
детей";
"О расширении и повышении доступности услуг для детей с
ограниченными физическими возможностями по социокультурной
реабилитации в образовательных учреждениях";
"Подготовка кадров
для осуществления деятельности по социокультурной социокультурной
реабилитации инвалидов";
"Деятельность общественных организаций
инвалидов по социокультурной реабилитации людей с ограниченными
физическими возможностями";
"Роль театральной деятельности в
создании поддерживающей социокультурной среды для людей с
ограниченными возможностями здоровья";
"Творческая реабилитация
подростков с ограниченными физическими возможностями здоровья в
студии дизайна";
"Обеспечение равного доступа и участия в
культурной жизни людей с инвалидностью";
Подведение итогов
круглых столов по темам:
"Реабилитация библиотечными
средствами";
"Игровые технологии социокультурной
реабилитации";
"Реабилитация творчеством в учреждениях
дополнительного образования".
РЕЗОЛЮЦИЯ
Межрегиональной
научно-практической конференции Урала, Сибири и Приволжья
"Социокультурная реабилитация людей с ограниченными физическими
возможностями"
г. Тюмень 19 октября 2012 г.
17-21 октября 2012 г. в г. Тюмени проводится
Межрегиональная научно-практическая конференция Урала, Сибири и
Приволжья "Социокультурная реабилитация людей с ограниченными
физическими возможностями".
Инициатором конференции выступила
Тюменская областная общественная организация Всероссийского общества
инвалидов при поддержке Всероссийского общества инвалидов,
Департамента социального развития Тюменской области, Департамента
культуры Тюменской области, Департамента образования и науки
Тюменской области, Департамента по спорту и молодежной политике
Тюменской области.
Руководствуясь Конвенцией ООН о правах
инвалидов, ратифицированной Россией в этом году и направленной на
обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической,
экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную
интеграцию), законодательством, федеральными программами "Культура
России", "Доступная среда", основываясь на анализе ситуации в сфере
социально-культурной реабилитации людей с инвалидностью в Российской
Федерации, выраженной в докладах на пленарном заседании, круглых
столах, участники Конференции констатируют:
Социокультурная
реабилитация является важнейшей составной частью комплексной
реабилитации (статья 9 Федерального закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации") и включает в себя комплекс
мероприятий, направленных на возвращение и создание психологических
механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию
и, в целом, восстановлению культурного статуса инвалида как
личности. Социокультурная реабилитация достойна не только уважения,
но и равноправного, партнерского взаимодействия с медицинским
направлением в реабилитации, поскольку часто, как показывает
практика, реабилитационный эффект от воздействия социокультурных мер
преобладает над медикаментозным и лечебным.
Искусство и культура
являются прекрасными образовательными и реабилитационными
средствами, обеспечивающими: развитие разнообразных жизненно важных
познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности;
творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование
активной жизненной позиции.
Бесспорным является то, что положения
концепции реабилитации должны отражаться в социокультурной
деятельности инвалидов, в условиях ее проведения в учреждениях
системы социальной защиты, культурно-досуговой сферы, образования на
основе принципов (всеобщего массового культуротворчества, гуманизма,
диалектического единства и преемственности, социальной значимости,
инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности,
законности, равноправия, системного подхода, сотрудничества,
самореализации, самопознания и самодеятельности, мультиконтактности,
оценивания и критичности и других) и опираться на общепризнанные
универсальные принципы и подходы, осуществляемые в локальных и
федеральных программах.
Предложения участников Конференции:
1. По совершенствованию межведомственного
взаимодействия по социокультурной реабилитации инвалидов:
1.1.
Актуализация сводного реестра учреждений различной ведомственной
принадлежности, оказывающих услуги по социокультурной реабилитации,
обмен реестрами с органами медико-социальной экспертизы,
заинтересованными учреждениями.
1.2. Обеспечение преемственности
оказания услуг по социокультурной реабилитации учреждениями
различной ведомственной принадлежности путем разработки:
1.3.
Порядок направления в учреждения для получения услуг по
социокультурной реабилитации;
1.4.Определение форм взаимодействия
между учреждениями, порядка обмена информацией;
1.5.Продолжение
обучения специалистов различной ведомственной принадлежности
инновационным методикам и технологиям по социокультурной
реабилитации инвалидов.
2. По подготовке специалистов для работы
по социально-культурной адаптации людей с ограниченными физическими
возможностями:
2.1. Подготовку специализированных кадров для
работы по социально-культурной адаптации людей с ограниченными
физическими возможностями вести по двум направлениям: подготовку
кадров, обладающих соответствующей квалификацией для работы с
инвалидами и соответствующее профессиональное образование самих лиц
с ограниченными возможностями. Обеспечение целенаправленной
подготовки специалистов из инвалидов поможет созданию социальной и
акцептированной психологической реабилитации инвалидов в детских
учреждениях и учебных заведениях, на производстве, по месту
жительства, на спортсооружениях, в местах отдыха, в реабилитационных
центрах.
2.2. Уделить внимание адекватной подготовки кадров для
работы с инвалидами членов семьи инвалида, которые являются
первичной социализирующей инстанцией и потенциально обладают
максимальными возможностями для организации культуротворческой
деятельности инвалида, его досугового времяпрепровождения,
приобщения к ценностям культуры. Реализация этого потенциала
предполагает создание соответствующего социального института работы
с членами семьи инвалида.
2.3. Региональным и муниципальным
учреждениям культуры закреплять своих специалистов для работы с
творческими коллективами общественных организаций инвалидов.
2.4.
В целях обучения руководителей и специалистов, осуществляющих
социокультурную реабилитацию инвалидов семинары, круглые столы, иные
активные и инновационные формы по актуальным вопросам
социокультурной реабилитации и адаптации инвалидов с участием
общественных организаций инвалидов.
2.5. При подготовке
специалистов, при включении в общие учебные программы информации об
инвалидности, следует должным образом осуществлять принцип равенства
и полноправного участия инвалидов.
3.В сфере расширения
возможностей для участия людей с ограниченными физическими
возможностями в культурной жизни:
3.1. Необходимо всемерное
поощрение их творческой и коммуникативной активности, обеспечение
доступа в любые учреждения культуры, искусства, дополнительного
образования, использования современных интернет технологий наравне с
другими людьми.
3.2. Создание возможности получения людьми с
инвалидностью дополнительного образования, в том числе в сфере
искусства с использованием доступных им специальных языков,
альтернативных средств коммуникации (языка Брайля, жестовой речи и
пр.), для чего разработать и обеспечить реализацию соответствующих
образовательных проектов и программ с учетом всех категорий
инвалидов.
3.3. Необходимость широкого освещения различных
аспектов жизнедеятельности людей с инвалидностью, в том числе их
жизненных, профессиональных, культурных достижений проводить
разнообразные формы работы для выявления и поддержки позитивных
результатов, для реализации их потенциала и популяризации их
достижений в преодолении себя и своих недугов, развития творческой
самодеятельности и художественного творчества, привлечения внимания
людей с особыми проблемами к анализу своей жизненной позиции и
достижений, основанных на сопоставлении достижений сверстников,
формирования у здоровых людей чувства сопричастности и единения с их
сверстниками с особенностями здоровья. Для реализации этих целей
активнее привлекать СМИ.
4. Необходима разработка базовых
федеральных программ социокультурной реабилитации, предусматривающих
участие людей с ОВЗ в творческих видах культурной деятельности,
стандартов услуг в сфере социокультурной реабилитации, а также
типовых моделей и технологий их осуществления.
5. Необходима
разработка Региональных стандартов оказания услуг в сфере
социокультурной реабилитации инвалидов и современных технологий их
практической реализации.
6. В сфере организации социального
туризма для людей с инвалидностью:
6.1. Разработка и организация
экскурсионных программ, выверенных и адаптированных турпродуктов для
людей с ограничениями здоровья.
6.2. Подготовка кадров сферы
туризма для работы с инвалидами.
6.3 Организация специальных
экскурсионных и туристических бюро для людей с ограниченными
физическими возможностями.
7. Отмечая огромный потенциал театра -
как искусства социального и творящего социальность, потенциал
театральной деятельности в процессе создания инклюзивной
социокультурной среды для людей с инвалидностью, необходимо активно
развивать и поддерживать создание интегрированных театров.
8.
Особое внимание необходимо уделять организации социокультурной
реабилитации в образовательных учреждениях, т.к. потенциал
творческой деятельности довольно благотворно проявляется и в успехах
детей в процессе обучения. Популяризировать такие активные формы
социокультурной направленности, как олимпиады, фестивали, праздники,
конкурсы творчества и мастерства, совместные форумы встречи детей
инвалидов, родителей и педагогов с инвалидами, уже состоявшимися в
жизни, достигшими успехов в разных направлениях деятельности.
9.
Конференция отмечает важную роль в социокультурной реабилитации
учреждений дополнительного образования, развивающих своими формами,
методами и средствами социальную и творческую активность людей с
инвалидностью, раскрывающих их потенциал, приобщая к активному
творческому освоению действительности в коммуникативной
деятельности.
10. В сфере культурно-досуговой работы
(социокультурной анимации) с инвалидами:
10.1. Организациям
культуры совместно с региональными и муниципальными органами власти
обеспечивать доступ инвалидов к культурным ценностям (от
архитектурной доступности в театрах, библиотеках, музеях, концертных
залах и других культурно-досуговых учреждениях до получения всего
спектра услуг по социокультурной реабилитации):
10.1.1. В сфере
реабилитации библиотечными средствами:
- формирование
интегрированного библиотечного обслуживания
- организация
любительских объединений, библиотечных клубов по интересам -активное
продвижение флеш-технологий в процесс библиотечно- информационного
обслуживания, создание аудиальных документов различной тематики
силами преподавателей и студентов, обучающихся в вузах по
специальности "Библиотечно-информационная деятельность"
-
поддержка творческой самореализации читателей с инвалидностью
посредством проведения творческих конкурсов, изданий и презентаций
литературных работ
- 10.1.2.В сфере реабилитация людей с
ограниченными физическими возможностями музейными средствами:
-
организация виртуальных экскурсий по музеям России и зарубежья
-
развитие народных промыслов через освоение предметной среды
(гончарные и иные мастерские народных промыслов) при музейных
учреждениях
- организация семейных зон и воскресных семейных
музейных дней
-тесное взаимодействие музейных педагогов и
психологов, работающих с детьми инвалидами, что позволит решать
конкретные психосоциальные задачи по минимизации социального
отчуждения и развитию творческого потенциала особых
посетителей.
- развитие музейной педагогики - как совокупной
интегральной системы музея, музееведения и педагогической
науки.
10.2. Активизировать работу учреждений, общественных
организаций, осуществляющих социокультурную реабилитацию по
вовлечению инвалидов в клубы по интересам, любительские объединения,
коллективы самодеятельного художественного творчества, клубы
знакомства и др.
10.3. Проводить работу по внедрению новых
технологий социокультурной реабилитации, популяризировать
эффективные и доступные средства социокультурной реабилитации на
примере игровых технологий фестивалей "Затея" под девизом "Играйте,
на здоровье!" - бренда Тюменского региона.
10.4. Общественным
организациям инвалидов активнее осуществлять обмен опытом проведения
прочно зарекомендовавших себя, интересных социокультурных проектов,
программ, форм работы по социокультурной реабилитации людей с
инвалидностью, к примеру, семейные конкурсы Свердловской ОО ВОИ,
межрегиональная программа "Минута славы" Хакасской республиканской
организации, КВН фестивали, туристские слеты, креативный конкурс
"Особая мода" и др.
Участники конференции приняли настоящую
Резолюцию в качестве общего мнения и считают необходимым донести
свое мнение до широкой общественности, средств массовой информации,
органов государственной
власти.